*Научить ребёнка читать – задача не из разряда лёгких. На это тратятся месяцы тяжёлого упорного труда учителя, родителей, ребёнка. И редкий ребёнок обходится без психологических травм в этот период. А затем не один год тратятся силы на «привитие любви» к чтению, к книгам, к художественному слову.
*В 1994 году мне довелось побывать на курсах удивительного человека – Зайцева Николая Александровича, который предлагает свою систему обучения чтению. Эта система так и называется – кубики Зайцева.
*Она состоит из двух таблиц и кубиков. В таблицах представлены 236 основных складов русского языка, называемых в научно-методической литературе также единицами письма и чтения (каковыми они и являются).
*Да, именно из складов мы составляем слова, по складам их прочитываем. Складами, а не буквами предлагает Н.А.Зайцев учить детей для более быстрого освоения ими письма и чтения.
*В таблице №1 все звонкие склады – в верхней части таблицы, глухие – в нижней. В таблице №2 все твёрдые склады – слева, все мягкие – справа. Блоки, подблоки складов и сами склады соотносятся по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости.
Кубики разного размера и цвета. Почему? Попробуйте произнести:
- Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ; П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПЭ.
- БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ; ПЬ-ПЯ-ПЁ-ПЮ-ПИ-ПЕ.
В ПЕРВОМ СЛУЧАЕ РОТ ШИРОКО РАСКРЫТ, ЩЁКИ РАЗДУТЫ, ЯЗЫК ОПУЩЕН И ОТТЯНУТ НАЗАД. В ПОЛОСТИ РТА, РЕЗОНАТОРЕ ЗВУКОВ, БОЛЬШОЙ ОБЪЁМ СВОБОДНОГО ПРОСТРАНСТВА.
ВО ВТОРОМ СЛУЧАЕ РОТ РАСКРЫТ НЕ СТОЛЬ ШИРОКО, ЩЁКИ ПОДЖАТЫ, ЯЗЫК ПРОДВИНУТ ВПЕРЁД И ВВЕРХ, объём свободного пространства в полости рта намного меньше, чем в первом случае. Подобный уклад органов речи характерен для произношения всех русских твёрдых и мягких складов, поэтому и целесообразно расположить их на кубиках-блоках разного объёма.
*А почему кубики (и квадраты в таблицах) разного цвета?
Самые звонкие склады А-О-У-Ы-Э и Я-Ё-Ю-И-Е – «золотые», жёлтого цвета;
Б, В, Г, Д – «железные», серого, стального цвета (звонкие);
БА_ВА_ГА_ДА – «железно-золотые»;
П, Ф, К, Т – «деревянные», светло-коричневого цвета (глухие);
ПА_ФА_КА_ТА – «деревянно-золотые»;
Й – «весь железный»;
ВЪ, ПЪ – «железно-деревянный»;
Есть отдельный кубик с вопросительным, восклицательным знаками, точкой, запятой, тут же – знак ударения.
В зависимости от сорта кубиков вкладываются разные наполнители, и кубики приобретают «голос». Теперь, каждый ребёнок, потрясая кубик, сразу же ответит вам – глухой звук или звонкий обозначает буква на кубике. (звонкий – железом, глухой - деревом)
|