УРОК
Окружающий мир
4 класс
Тема урока: «Екатерина Великая. Расцвет науки и искусства»
Цели:
- Сформировать представление о правлении Екатерины II: продолжение реформ Петра I; расширение государства, выход к Чёрному морю; развитие образования, науки и искусства; крестьянские войны.
- Продолжить развитие умения проводить сравнительный анализ, выделять главную мысль, обосновывать ответы на вопросы.
- Развивать эстетические чувства и эмоции.
- Воспитывать бережное отношение к наследию прошлого, чувство восхищения русскими мастерами, гениальностью российских учёных.
Оборудование:Компьютерный класс, проектор, ЦОРы, Справочники, Словари, Электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий» - 3 экземпляра
Ход урока:
1. Мобилизующее начало. Настрой на работу.
2. Актуализация полученных ранее знаний.
а)- Что мы узнали с вами на прошлом уроке о временах правления Петра I?
(ответы детей) 2мин
Так же большие изменения произошли и во внешней политике. Просмотр модуля «Петровские преобразования». Модуль позволяет изучить материал по теме «Россия в XVIII веке». Закрепить основные исторические понятия и термины. - 3 минуты
б) – Как вы понимаете слова «престиж России возрос»? (ответы детей) 1 мин
3. Новая тема.
а) Введение в тему урока.
- Как жила страна после Петра? Кто и как поддерживал престиж страны?
Об этом мы и должны сегодня поговорить.
- После Петра I наиболее заметной правительницей России стала Екатерина II.
Рассмотрите изображение Императрицы.
Обратите внимание на прозвище Екатерины – Великая, добавлю к этому,
что время правления Екатерины называют золотым веком российского дворянства.
Что сделала эта замечательная женщина для престижа России? Была ли она продолжателем дел Петра I? (предположения детей) 2 мин.
- Где можно получить сведения о правлении Екатерины Великой? учебник, словари, Интернет, художественные книги и т.д.
б) Распределение заданий. 2мин
1 группа: найти сведения о А.В.Суворове – выйти в Интернет – Комп. №7
2 группа: узнать и рассказать нам, кто такой Ф.Ф.Ушаков – Электронная
энциклопедия «Кирилл и Мефодий» - Комп. № 6
3 группа: рассказать об архитектуре того времени – по презентации –
Комп. №5
4 группа: рассказать о родоначальнике российской науки – М.В.Ломоносове
– учебник с.78-79, статьи в энциклопедических словарях,
электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий» - комп. №8
5 группа: Чем прославился И.П.Кулибин – электронная
энциклопедия «Кирилл и Мефодий», книги, методичка(с.183)
6 группа: Кто такой Емельян Пугачёв – выйти в Интернет, просмотреть модуль «Движение под предводительством Пугачёва». Модуль позволяет изучить материал по теме «Движение под предводительством Е.И.Пугачёва» и закрепить основные исторические понятия и термины. – Комп. №1
7 группа: – Составить кластер по Петру I. – лист А-3, фломастеры, линейка.
При подготовке ответов вы встретите новые слова. Толкование некоторых вы найдёте на столе.
Пока будете работать, будет звучать музыка композиторов той эпохи.
в) Самостоятельная работа в группах. Звучит музыка композиторов…15 мин
4. Выступления детей.
В процессе ответов на экран проецируются портреты выдающихся деятелей эпохи Екатерины. На доске появляется кластер 15 мин
5. Итоги урока.
-Перед вами два кластера. Сравним их. Вспомним вопрос из начала урока: «Была ли Екатерина II продолжателем дел Петра I? »
-И как теперь вы можете объяснить прозвище Екатерины – «Великая»?
Вывод: посмотреть Модуль «Екатерина». Модуль позволяет изучить материал по теме «Екатерина II. Исторический портрет» и закрепить основные исторические понятия и термины.
При Екатерине II Россия превратилась в мощное государство, по праву занявшее место великой державы на мировой арене. Однако самодержавие и крепостное право при ней только окрепли. Эти факты не укладывались в круг идей европейского Просвещения, которые разделяла Екатерина II.
6. Выставление оценок за урок.
7. Д\з. Найти сведения об искусстве, о памятниках, о музыке конца XVIII века.
Императрица Екатерина II, - выдающийся русский государственный деятель XVIII века. Не случайно современники и многие историки именуют ее « Великой».
Екатерина II Алексеевна (21.04.1729 – 06.11.1796) – российская императрица с 28.06.1762 г. в девичестве Софья Августа Фредерика Ангальт-Цербстская родилась в Пруссии. В 1745 году, когда девушке было 16 лет, она вместе со своей матерью приехала в Москву .
Через несколько месяцев Софья Августа приняла православие и получила новое имя – Екатерина Алексеевна. Свадьба с великим князем Петром Федоровичем состоялась 21 августа 1745 года в Санкт-Петербурге.
Петр I Алексеевич Великий
Екатерина I Алексеевна
Петр II Алексеевич
Анна Иоанновна
Иван V Антонович
Елизавета Петровна
Петр III Федорович
Екатерина II Алексеевна Великая
|