«Дебаты» как одна из технологий, используемых на уроках литературного
чтения по УМК «Гармония». В любой
социальной области всегда сложно осваивать новые технологии. Не является
исключением и образование. Образовательное пространство сместилось в плоскости
«учитель-ученик», а учебный процесс предстал в виде передачи и приема
информации. Современная система образования отмечает, что результатом должны
стать не только знания, умения и навыки, но и овладение ключевыми компетентности, средствами, помогающими организовать самообразование.
Возникли различные формы интеграции, в частности в рамках внеурочного или
факультативного направлений образования. Применение образовательной технологии
«Дебаты» в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивациик учению, т.к. обеспечивается личностная
значимость учебного материала для учащихся: наличие элемента состязательности
стимулирует творческую, поисковую деятельность.
Дебаты
как учебная форма является исключительно важным средством формирования у ребят навыков
аргументации, умения слушать собеседника, умения анализировать мнение
собеседника, задавать вопросы, формулировать ответы на заданные вопросы, вести
дискуссию в духе толерантности, соблюдая речевые и этические нормы.
Литературное
чтение в начальных классах преследует основную цель – помочь ребёнку стать
читателем. Чтобы улучшить качество обучения, вызвать интерес у учащихся у
литературному чтению ставлю перед собой задачу воспитаниеличности посредством общения, формирование
интереса к Слову, к публичному выступлению, к Книге как объекту познания, к
Литературе, как учебнику жизни через дебаты, как одну их технологий,
используемых на уроках литературного чтения.
Дебаты
привлекают своей новизной. Это и новая форма, и новизна материала, и новизна
ситуации. Чтобы проведение дебатов было успешным следует использовать
тренировочные упражнения: создание аргументов (выдвигается требование, оно
объясняется и доказывается); перекрестные вопросы (цепочки вопросов); публичные
выступления (конкурсы чтецов); логика и аргументация (поиск скрытых ошибок); слушаю
и слышу (продолжать развивать тему беседы).
Основные
элементы дебатов: тема (формулируется в виде утверждения), утверждающая сторона,
отрицающая сторона, аргументы, поддержка и доказательства, перекрестные вопросы,
решение судей.
В
своей работе мною были использованы дебаты при изучении следующих произведений:
-
И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей» (тема: Муравей поступил, правильно отказав
стрекозе)
-
Ю. Ярмыш «Добрый клен» (тема: Каждому растению свое место)
-
Узбекская сказка «Черепаха и Скорпион» (тема: Каждый что хотел, то и получил) и
т. п.
Можно сделать вывод, что потенциал дебатов очень
высок, а успешная реализация его поможет в приобщении учащихся к более
глубокому изучению литературы, научит понимать художественный текст.