Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности. Рощепкина Г.В. - Педчтения - Гай - Каталог файлов - Персональный сайт
Мир "Гармония"Пятница, 02.12.2016, 20:58

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Как часто вы используете компьютер на уроке в начальной школе в течение года?
Всего ответов: 197

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности. Рощепкина Г.В.
05.05.2015, 13:57

Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.

Рощепкина Галина Викторовна
педагог дополнительного образования

МАУДО ЦДТ «Радуга»

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Что и педагог, и обучающийся являются наблюдателями, экспертами. Участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то загадочное, раскрыть тайны окружающего мира.

Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. Младший школьный возраст – этап формирования этих основ. Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями педагога; выполнения предложенных правил поведения и обращения с представителями животного и растительного мира; эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

Экологическое воспитание – важное направление развития детей младшего школьного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы.

Воспитание в этом случае рассматривается, по мнению Н.Ф. Виноградовой, как «специальная организованная в обществе система необходимых для развития человека условий».

Таким образом, экологическое воспитания является составной частью общего образования и включает в себя решение задач формирования экологического мышления и экологической культуры обучающихся.

Эти задачи требуют поиска эффективных форм и методов реализации содержания экологического воспитания обучающихся.

            Помимо программ, предусмотренных учебным планом начальной школы, можно использовать возможности внеурочной деятельности, которая позволяет не только расширить и углубить знания детей в этой сфере, но также получить практические навыки и социальный опыт.

Реализация дополнительной образовательной программы «Экошкола» позволяет сформировать у детей понятие о  природе как  целостной саморегулирующейся системе. Важное звено - изучение и понимание экологических законов и закономерностей существования, формирования биологических систем всех уровней.

Занятия  по программе «Экошкола» требуют от ребёнка развитой способности экологического мышления. Оно проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий своей деятельности.

Содержание программы выполняет ряд функций:

  1. Просветительская функция.

Помогает ребёнку осознать природу как среду своего обитания, как эстетический феномен, а также усвоить мысль о том, что необходимо использовать знания о природе с целью её сохранения, предотвращения необратимого нарушения её целостности.

  1. Развивающая функция.

Формирование у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных; делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы, давать рекомендации разумного взаимодействия с ней.

  1. Воспитательная функция.

Формирование у младших школьников нравственного и эстетического отношения к природе. Возникает чувство восхищения величием природы, её красотой. При этом пробуждается чувство долга и ответственности за сохранение прекрасного в природе, что побуждает учащихся к осуществлению природоохранной деятельности. Эта функция укрепляет патриотизм школьников.

  1. Организующая функция.

Стимулирует активную деятельность учащихся по охране природы. Выстраивает систему реализации побудительных мотивов личности ребёнка к природоохранной деятельности.

  1. Прогностическая функция.

Развитие у младших школьников умения предсказать возможные последствия тех или иных действий человека в природе. Предусмотреть, к чему ведёт нарушение биологических связей в природе, какие действия являются биологически нейтральными, какие экологические мероприятия будут полезными природе.

 

Во внеурочной деятельности можно выделить следующие направления работы:

- Познавательное направление работы (беседы, заочные путешествия, викторины);

- Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, экологические игры, игры-путешествия).

- Практическое направление работы, (природоохранные акции, подкормка птиц)

- Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).

На своих занятиях мы используем следующие формы работы:

- Наблюдение объектов живой и неживой природы (является основной формой работы с учащимися начальных классов);

- Экскурсии в природу;

- Беседы, доклады, экологические праздники, акции;

- Проекты, исследовательские работы.

 

Снабжение учеников системой форм и методов, соответствующей возрастным особенностям младших школьников, комплексный подход к воспитательному процессу, организация взаимодействия ребёнка с окружающей средой, воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности школьника – условия, при которых экологическое воспитание обеспечит эффективное развитие экологической культуры личности.

На основании вышеизложенного, хочется сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему внеурочных занятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с детьми.

Используемые источники:

  1. Алексахина Е.М., Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. – М., 1996.
  2. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. - 1999. - №1.
  3. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. - 1998. №6.
  4. Землянская, Е. Н. учебные проекты младших школьников.// НШ. - 2005. - №9.
  5. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. - 2000. №6.
  6. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. - Ярославль «Академия развития» 1997г.
  7. http://festival.1september.ru/articles/213264/
  8. http://www.ecosystema.ru
Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 305 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2016