Формирование коммуникативных компетенций в условиях перехода на стандарты второго поколения. Кургузова И.Б. - Педчтения - Гай - Каталог файлов - Персональный сайт
Мир "Гармония"Суббота, 03.12.2016, 16:41

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 201

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

Формирование коммуникативных компетенций в условиях перехода на стандарты второго поколения. Кургузова И.Б.
[ Скачать с сервера (70.5Kb) ] 18.03.2011, 12:34

Стандарты второго поколения - одна из важнейших образовательных тем сегодня. Чтобы работа по внедрению ФГОС прошла более плодотворно, необходимо, на наш взгляд, выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению уже сложившейся в школе образовательной системы, чтобы привести её в соответствие с требованиями нового стандарта. Этот механизм должен включать определённую последовательность действий в рамках всей школы.

В результате изучения курса русского языка учащиеся начальной школы научились  осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начало формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык стал для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе изучения русского языка ученики начальной школы получили возможность реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, научились использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. У выпускников начальной школы сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека; они получили начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научились ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что стало основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Выпускники начальной школы получили первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомились с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научились находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужило  основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса русского языка у выпускников начальной школы сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.

Согласно государственным стандартам, ведущая цель обучения русскому языку в школе на современном этапе – это формирование у учащихся языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенции. К сожалению, некоторые современные выпускники часто не знают норм литературного языка, стилистически некомпетентны, порой не способны к этической и эстетической оценке письменной и устной речи. Кроме того, смена ценностей, произошедшая в современном обществе, смена ориентиров не могла не сказаться на языке. На речь молодежи влияет, безусловно, низкий уровень грамотности и культуры в целом, воздействуют средства массовой информации, в том числе интернет-СМИ, в которых безграмотность выдается за норму, а современный молодежный сленг за литературный язык.

Таким образом, актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры на основе осмысленного отношения к русскому языку как духовной сокровищнице нации. Это первое, почему данный вопрос актуален. Во-вторых, задания по ЕГЭ проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам и аспектам школьного курса. Но особое внимание уделено проверке сформированности речевых умений выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового воплощения, а также созданию собственного высказывания, в котором требуется ясно, правильно, последовательно и убедительно выразить свою позицию, точно и уместно используя разнообразные языковые средства. В связи с этим необходимы разработки новых подходов в обучении родному языку и системного курса с ярко выраженной речевой направленностью.

С целью развития креативных возможностей школьников большое место отвожу урокам развития речи, предваряющим творческую работу.

Думаю, что следует  обратить внимание детей на то, что в современных условиях умения и навыки самостоятельного создания текста необходимы любому взрослому человеку, какой бы профессиональной деятельностью он ни занимался. Каждый человек сегодня, не замечая этого, живёт среди текстов и сам то и дело вынужден их создавать. Тексты буквально преследуют нас: реклама в автобусе и на стенке вагона метро, информация по радио и доклад на собрании, заявление о приёме на работу и статья в газете или журнале, сообщение, отправленное по мобильному телефону или через Интернет.

Логическим продолжением уроков развития речи являются уроки-погружения, на которых дети учатся всматриваться и вслушиваться в текст. Полагаю, что комплексный анализ текста помогает учащимся справляться с самостоятельным конструированием текстов, что важно и с массовым переходом к новой форме итоговой аттестации – ЕГЭ.

Поскольку формирование коммуникативной компетентности становится конечной целью обучения русскому языку деятельностный подход в решении данной проблемы, на мой взгляд,  самый оптимальный. Он предполагает:

Введение интерактивных форм обучения.

Написание творческих работ на основе личных впечатлений.

Использование системы упражнений.

Введение особого подхода к пониманию текста.

Комплексный анализ текста.

При этом необходимыми условиями являются:

Исходя из всего вышесказанного, определённый эмоционально – психологический настрой урока, теория речевой деятельности и текст как единица обучения становятся особо значимыми для методики организации и проведения уроков русского языка, направленных на развитие коммуникативных компетенций.

В УМК под редакцией ММ Разумовской , по которому я работаю, усилена речевая направленность. Это позволяет мне не только работать над формированием речевой компетенции учащихся, но и стимулировать творческую деятельность, мотивацию к учению.

Целесообразно проводить такие уроки, которые развивают творческие способности, воображение, формируют образную речь учащихся: урок-ролевая игра, урок-путешествие, урок-теарализация и т.д.Большой плюс дает работа с текстом. Пусть такая форма традиционная, но достаточно эффективная.

1 Работа с текстом

Именно в тексте происходит реализация всех языковых уровней, именно текст разных типов и стилей речи становится образцом для обучения высказыванию.

Тексты разного типа речи, художественного и научно – популярного стиля, тексты о природе, искусстве, истории становятся объектом анализа на уроках русского языка, уроков развития речи.

Язык художественных произведений как объект анализа и формирования продуктивной речевой деятельности обогащает речь школьников, даёт им пример образности речи, способствуя духовному и нравственному воспитанию, формированию жизненной и гражданской позиции. В текстах художественной литературы учащиеся находят образцы диалогической речи, учатся искусству выражать свои мысли и чувства в общении.

Диалогическая речь требует специального обучения, т. к вести диалог – это значит уметь перестраивать его, вступать в общение, поддерживать общение, и завершать его, уметь проводить стратегическую линию в разговоре, решать речевую задачу в условиях заданной речевой ситуации и т.д.

Например, формулируется речевая ситуация:

- Добрый день! Я приехал в ваш город и хочу найти друга.

- Скажите, как его зовут, фамилию, отчество…

- Покупайте, покупайте! Только у нас, в нашем магазине вы можете купить удивительной красоты куклу!

- Покажите мне её…

В таких речевых ситуациях реализуется метапредметная образовательная функция русского языка, на которую делается акцент в стандартах второго поколения.

Для формирования речевых умений, необходим широкий выбор упражнений, выполнение которых идёт в условиях создания игровой и речевой ситуации. Здесь поможет введение в образовательный процесс интерактивных форм обучения:

ролевая игра

Задание: Разыграйте по ролям в парах ситуацию общения «У кассы» (в кинотеатре, театре, на стадионе, вокзале).

Какую форму общения вы используете? Какие местоимения вам понадобятся?

Какие формы выражения просьбы (пожалуйста, будьте добры, разрешите попросить) и благодарности (спасибо, благодарю) вы используете?

Две-три пары учеников представляют (в ролях) коммуникативную ситуацию. Учитель вместе с классом анализирует ее, обращая внимание на средства речевого воздействия.

Возможно, ситуации записать на видеокамеру, а при просмотре проанализировать. (Языковая рефлексия.)

Предложенная ситуация строится на основе коммуникативно-деятельностного подхода. Развитию творческих способностей содействуют

Это могут быть всем известные «На одну букву», «Одним словом», «Мы идем в зоопарк» и т.д., которые мы можем использовать на протяжении ряда лет, каждый год, усложняя задание. Так, например, при изучении темы «Одушевленное существительное» в 5-ом классе предлагаем путешествие в зоопарк с перечислением его обитателей, возвращаемся к этой работе, дополняя имена, существительные одушевленные качественными и относительными прилагательными  (тема «Разряды имен прилагательных»), в седьмом можем продолжить, составляя предложения с различными видами осложнений.

 Использование подобных игр позволяет сформировать стойкую мотивацию, направленную на овладения языковыми универсальными учебными действиями.

Помимо работы над диалогом, коммуникативная компетентность предполагает разнообразные упражнения по интерпретации и созданию текстов. Среди них: составление писем, объявлений, афиш, редактирование текста, различные виды перестройки текстов, создание текстов по опорным словам. Эта работа  не ограничивается рамками урока. Обязательно дополнение урока специально организованной (вместе с детьми) языковой средой. Под образовательно-языковой средой понимается весь корпус текстов, возникающих и имеющих хождение в стенах школы (школьные законы, газеты, доклады, сценарии праздников и т.п.) Необходима структуризация и организация этой среды с целью максимального воздействия на речевое развитие ребёнка.

Немаловажную роль в формировании коммуникативной компетентности играет обогащение словарного запаса учеников. Этому способствует тематически обусловленный дидактический материал – несколько текстов разных авторов по одной тематике. Например, в смысловой теме «Дождь» предлагается:

А) продолжить синонимический ряд, располагая глаголы в порядке возрастания действия: дождь моросит, льёт, накрапывает, идёт…

Б) вспомнить, какие бывают дожди: моросящие, слепые, обложные, грибные, скорые, косые, сильные, окатные…

В) что можно сказать о громе? Перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет…

Г) представьте, что дождь вы  не видите, но слышите. Подберите глаголы, передающие силу дождя.

По листьям шуршит, капает, моросит, стучит…

По крыше шумит, барабанит…

По реке звенит…

Д) данные глаголы и фразеологизмы распределите по трём группам: Глаголы, изображающие:1) весенний дождь; 2) летний дождь; 3) осенний дождь:

Идёт, капает, моросит, накрапывает, льёт, льёт как из ведра, хлещет, стучит, барабанит, струиться, стенает, зачастит, зарядит, сеет как из сита, резвится, прыгает, пляшет.

Ценность данной работы, на мой взгляд, не только в том, что происходит обогащение речи школьников, но и в связи уроков русского языка, где изучаются, например глагол и прилагательное, и уроков развития речи, которые показывают, как «работает» глагол и прилагательное  в  речи, и в том, что при всём богатстве слов, представленных в дидактическом материале, всегда есть возможность сказать учащемуся своё слово, дополнить своим наблюдением.

Таким образом, конечная цель обучения – формирование коммуникативной компетентности продиктована стратегической ролью языка, которую он играет в жизни каждого человека и общества, являясь важнейшим средством общения, воспитания и познания окружающего мира. Главным направлением в обучении учащихся становится уже не просто сумма знаний, а владение данными знаниями в жизненных ситуациях, что отвечает потребностям современного человека.

Применение информационных технологий во многом облегчает работу над сочинением различных видов. На таких уроках предлагаю учащимся картины природы, слайд-презентации, просмотр эпизодов пейзажных фильмов. И после наглядно-образного восприятия у учащихся получаются красивые, разнообразные пейзажные зарисовки, сочинения-описания. Кроме этого, возможность использования на компьютере тренажеров для подготовки к ЕГЭ, позволяет организовать как индивидуальную форму работы, так и групповую, актуализировать направленность на достижение метапредметныхрезультатов обучения.

 Считаю, что основа любого сочинения  - эмоциональный настрой класса: ведь тему надо так предложить, чтобы дети её подхватили, чтобы осознали, что работу создают не для учителя, а по собственному желанию, когда самому хочется высказаться.

В качестве примера предлагаю конспект урока по русскому языку по развитию речи на тему: «Сочинение-рассуждение «Береги и охраняй родную природу»  (презентация прилагается)

ЛИТЕРАТУРА

Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., 1975.
Категория: Педчтения | Добавил: region56 | Теги: Гай, Педчтения
Просмотров: 3802 | Загрузок: 672 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2016