Стандарты второго поколения - одна из важнейших
образовательных тем сегодня. Чтобы работа по внедрению ФГОС прошла более
плодотворно, необходимо, на наш взгляд, выработать механизм поэтапных действий
по изменению или дополнению уже сложившейся в школе образовательной системы,
чтобы привести её в соответствие с требованиями нового стандарта. Этот механизм
должен включать определённую последовательность действий в рамках всей школы.
В результате изучения курса русского языка учащиеся
начальной школы научились осознавать
язык как основное средство человеческого общения и явление национальной
культуры, у них начало формироваться позитивное эмоционально-ценностное
отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский
язык стал для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их
мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе
изучения русского языка ученики начальной школы получили возможность реализовать
в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, научились
использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках
для выполнения учебных заданий. У выпускников начальной школы сформировано
отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры
человека; они получили начальные представления о нормах русского литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета,
научились ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что
стало основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения
коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических
высказываний и письменных текстов. У них сформированы коммуникативные учебные
действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию
партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в
сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и
позиции, умение задавать вопросы.
Выпускники начальной школы получили первоначальные
представления о системе и структуре русского языка: познакомились с разделами
изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием
(морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научились
находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы,
как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое
предложение, что послужило основой для
дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных
(символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса русского языка у выпускников начальной школы
сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по
русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы
успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на
следующей ступени образования.
Согласно
государственным стандартам, ведущая цель обучения русскому языку в школе на
современном этапе – это формирование у учащихся языковой, культуроведческой и
коммуникативной компетенции. К сожалению, некоторые современные выпускники
часто не знают норм литературного языка, стилистически некомпетентны, порой не
способны к этической и эстетической оценке письменной и устной речи. Кроме
того, смена ценностей, произошедшая в современном обществе, смена ориентиров не
могла не сказаться на языке. На речь молодежи влияет, безусловно, низкий
уровень грамотности и культуры в целом, воздействуют средства массовой
информации, в том числе интернет-СМИ, в которых безграмотность выдается за
норму, а современный молодежный сленг за литературный язык.
Таким образом,
актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня
речевой культуры на основе осмысленного отношения к русскому языку как духовной
сокровищнице нации. Это первое, почему данный вопрос актуален. Во-вторых,
задания по ЕГЭ проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам и
аспектам школьного курса. Но особое внимание уделено проверке сформированности
речевых умений выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и
языкового воплощения, а также созданию собственного высказывания, в котором
требуется ясно, правильно, последовательно и убедительно выразить свою позицию,
точно и уместно используя разнообразные языковые средства. В связи с этим
необходимы разработки новых подходов в обучении родному языку и системного
курса с ярко выраженной речевой направленностью.
С целью развития
креативных возможностей школьников большое место отвожу урокам развития речи,
предваряющим творческую работу.
Думаю, что
следует обратить внимание детей на то,
что в современных условиях умения и навыки самостоятельного создания текста
необходимы любому взрослому человеку, какой бы профессиональной деятельностью
он ни занимался. Каждый человек сегодня, не замечая этого, живёт среди текстов
и сам то и дело вынужден их создавать. Тексты буквально преследуют нас: реклама
в автобусе и на стенке вагона метро, информация по радио и доклад на собрании,
заявление о приёме на работу и статья в газете или журнале, сообщение,
отправленное по мобильному телефону или через Интернет.
Логическим
продолжением уроков развития речи являются уроки-погружения, на которых
дети учатся всматриваться и вслушиваться в текст. Полагаю, что комплексный
анализ текста помогает учащимся справляться с самостоятельным конструированием
текстов, что важно и с массовым переходом к новой форме итоговой аттестации –
ЕГЭ.
Поскольку
формирование коммуникативной компетентности становится конечной целью обучения
русскому языку деятельностный
подход в решении данной проблемы, на мой взгляд, самый оптимальный. Он предполагает:
Введение интерактивных форм обучения.
Написание творческих работ на основе
личных впечатлений.
Использование
системы упражнений.
Введение особого подхода к пониманию
текста.
Комплексный
анализ текста.
При этом необходимыми условиями являются:
Исходя из всего
вышесказанного, определённый эмоционально – психологический настрой урока,
теория речевой деятельности и текст как единица обучения становятся особо
значимыми для методики организации и проведения уроков русского языка,
направленных на развитие коммуникативных компетенций.
В УМК под
редакцией ММ Разумовской , по которому я работаю, усилена речевая
направленность. Это позволяет мне не только работать над формированием речевой
компетенции учащихся, но и стимулировать творческую деятельность, мотивацию к
учению.
Целесообразно
проводить такие уроки, которые развивают творческие способности, воображение,
формируют образную речь учащихся: урок-ролевая игра, урок-путешествие,
урок-теарализация и т.д.Большой плюс дает работа с текстом. Пусть такая форма
традиционная, но достаточно эффективная.
1 Работа с
текстом
Именно в тексте
происходит реализация всех языковых уровней, именно текст разных типов и стилей
речи становится образцом для обучения высказыванию.
Тексты разного
типа речи, художественного и научно – популярного стиля, тексты о природе,
искусстве, истории становятся объектом анализа на уроках русского языка, уроков
развития речи.
Язык
художественных произведений как объект анализа и формирования продуктивной
речевой деятельности обогащает речь школьников, даёт им пример образности речи,
способствуя духовному и нравственному воспитанию, формированию жизненной и
гражданской позиции. В текстах художественной литературы учащиеся находят
образцы диалогической речи, учатся искусству выражать свои мысли и чувства в
общении.
Диалогическая
речь требует специального обучения, т. к вести диалог – это значит уметь
перестраивать его, вступать в общение, поддерживать общение, и завершать его,
уметь проводить стратегическую линию в разговоре, решать речевую задачу в
условиях заданной речевой ситуации и т.д.
Например,
формулируется речевая ситуация:
- Добрый день! Я
приехал в ваш город и хочу найти друга.
- Скажите, как
его зовут, фамилию, отчество…
- Покупайте,
покупайте! Только у нас, в нашем магазине вы можете купить удивительной красоты
куклу!
- Покажите мне
её…
В таких речевых
ситуациях реализуется метапредметная образовательная функция русского языка, на
которую делается акцент в стандартах второго поколения.
Для формирования
речевых умений, необходим широкий выбор упражнений, выполнение которых идёт в
условиях создания игровой и речевой ситуации. Здесь поможет введение в
образовательный процесс интерактивных форм обучения:
ролевая игра
Задание: Разыграйте по ролям в парах ситуацию
общения «У кассы» (в кинотеатре, театре, на стадионе, вокзале).
Какую форму общения вы используете?
Какие местоимения вам понадобятся?
Какие формы выражения просьбы (пожалуйста,
будьте добры, разрешите попросить) и благодарности (спасибо,
благодарю) вы используете?
Две-три пары учеников представляют (в
ролях) коммуникативную ситуацию. Учитель вместе с классом анализирует ее,
обращая внимание на средства речевого воздействия.
Возможно, ситуации записать на
видеокамеру, а при просмотре проанализировать. (Языковая рефлексия.)
Предложенная ситуация строится на основе
коммуникативно-деятельностного подхода. Развитию творческих способностей
содействуют
Это
могут быть всем известные «На одну букву», «Одним словом», «Мы идем в зоопарк»
и т.д., которые мы можем использовать на протяжении ряда лет, каждый год,
усложняя задание. Так, например, при изучении темы «Одушевленное
существительное» в 5-ом классе предлагаем путешествие в зоопарк с перечислением
его обитателей, возвращаемся к этой работе, дополняя имена, существительные
одушевленные качественными и относительными прилагательными (тема «Разряды имен прилагательных»), в
седьмом можем продолжить, составляя предложения с различными видами осложнений.
Использование подобных игр позволяет сформировать
стойкую мотивацию, направленную на овладения языковыми универсальными учебными
действиями.
Помимо работы над диалогом,
коммуникативная компетентность предполагает разнообразные упражнения по
интерпретации и созданию текстов. Среди них: составление писем, объявлений,
афиш, редактирование текста, различные виды перестройки текстов, создание
текстов по опорным словам. Эта работа не
ограничивается рамками урока. Обязательно дополнение урока специально
организованной (вместе с детьми) языковой средой. Под образовательно-языковой
средой понимается весь корпус текстов, возникающих и имеющих хождение в стенах
школы (школьные законы, газеты, доклады, сценарии праздников и т.п.) Необходима
структуризация и организация этой среды с целью максимального воздействия на
речевое развитие ребёнка.
Немаловажную
роль в формировании коммуникативной компетентности играет обогащение словарного
запаса учеников. Этому способствует тематически обусловленный дидактический
материал – несколько текстов разных авторов по одной тематике. Например, в смысловой теме «Дождь» предлагается:
А) продолжить
синонимический ряд, располагая глаголы в порядке возрастания действия: дождь
моросит, льёт, накрапывает, идёт…
Б) вспомнить,
какие бывают дожди: моросящие, слепые, обложные, грибные, скорые, косые,
сильные, окатные…
В) что можно
сказать о громе? Перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет…
Г) представьте,
что дождь вы не видите, но слышите.
Подберите глаголы, передающие силу дождя.
По листьям
шуршит, капает, моросит, стучит…
По крыше шумит,
барабанит…
По реке звенит…
Д) данные
глаголы и фразеологизмы распределите по трём группам: Глаголы, изображающие:1) весенний дождь; 2) летний дождь; 3) осенний
дождь:
Идёт, капает,
моросит, накрапывает, льёт, льёт как из ведра, хлещет, стучит, барабанит,
струиться, стенает, зачастит, зарядит, сеет как из сита, резвится, прыгает,
пляшет.
Ценность данной
работы, на мой взгляд, не только в том, что происходит обогащение речи
школьников, но и в связи уроков русского языка, где изучаются, например глагол
и прилагательное, и уроков развития речи, которые показывают, как «работает»
глагол и прилагательное в речи, и в том, что при всём богатстве слов,
представленных в дидактическом материале, всегда есть возможность сказать
учащемуся своё слово, дополнить своим наблюдением.
Таким образом, конечная цель обучения –
формирование коммуникативной компетентности продиктована стратегической ролью
языка, которую он играет в жизни каждого человека и общества, являясь важнейшим
средством общения, воспитания и познания окружающего мира. Главным направлением
в обучении учащихся становится уже не просто сумма знаний, а владение данными
знаниями в жизненных ситуациях, что отвечает потребностям современного
человека.
Применение информационных технологий во
многом облегчает работу над сочинением различных видов. На таких уроках
предлагаю учащимся картины природы, слайд-презентации, просмотр эпизодов
пейзажных фильмов. И после наглядно-образного восприятия у учащихся получаются
красивые, разнообразные пейзажные зарисовки, сочинения-описания. Кроме этого,
возможность использования на компьютере тренажеров для подготовки к ЕГЭ,
позволяет организовать как индивидуальную форму работы, так и групповую,
актуализировать направленность на достижение метапредметныхрезультатов
обучения.
Считаю,
что основа любого сочинения -
эмоциональный настрой класса: ведь тему надо так предложить, чтобы дети её
подхватили, чтобы осознали, что работу создают не для учителя, а по
собственному желанию, когда самому хочется высказаться.
В качестве примера предлагаю конспект
урока по русскому языку по развитию речи на тему: «Сочинение-рассуждение
«Береги и охраняй родную природу»
(презентация прилагается)
ЛИТЕРАТУРА
Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной
устной речи учащихся. – М., 1975.
|