В
широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение
учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию
путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. И более
узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как
совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков
учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний,
формирование умений, включая организацию этого процесса.
Таким
образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение
школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1)
познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка,
преобразование материала, контроль и оценка).
В
составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым
целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2)
регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный;
4) коммуникативный.
Личностные универсальные
учебные действия отражают систему
ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам
окружающего мира.
К личностным УУД относятся:
положительное
отношение к учению, к
познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,
осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды
деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
осознание
себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя
общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий,
поступков;
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой
культуры, интерес и уважение к другим народам;
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и
своего здоровья.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося
организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам:
от осознания цели через планирование действий – к реализации намеченного,
самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к
проведению коррекции.
К
регулятивным УУД относятся:
Познавательные универсальные
учебные действия обеспечивают
способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование
информации.
К
познавательным УУД относятся:
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять
продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в
общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом
конкретной ситуации.
К
коммуникативным УУД относятся:
Образовательный процесс в начальных классах
осуществляется на основе учебников УМК «Гармония», в которых связь
универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов отчётливо
выражена.
Так, учебный предмет «Технология» вносит существенный вклад в формирование всех универсальных
учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Формирование познавательных учебных действий в
курсе технологии осуществляется на основе интеграции интеллектуальной и
предметно-практической деятельности, школьники учатся находить необходимую для
выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи,
эскизы, рисунки, схемы, модели); анализировать устройство изделия: выделять и
называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять
способы соединения деталей.
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий в курсе технологии
создаются благоприятные условия за счет того, что выполнение заданий требует от
детей планирования предстоящей практической работы, соотнесения своих
действий с поставленной целью, установления причинно-следственных связей между
выполняемыми действиями и их результатами и прогнозирования действий,
необходимых для получения планируемых результатов.
Формирование коммуникативных универсальных
учебных действий в курсе технологии
обеспечивается целенаправленной системой методических приемов, предлагаемой
автором учебника УМК «Гармония». В частности, выполнение целого ряда заданий
предполагает необходимость организовывать совместную работу в паре или группе:
распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь (сначала
под руководством учителя, затем самостоятельно).
Учебный предмет «Окружающий
мир»
обеспечивает формирование у младших школьников целостной картины окружающего
мира в его многообразии и взаимосвязях;
В
сфере личностных универсальных учебных действий формируется: умение
вести себя культурно, экологически
грамотно, безопасно в
социальной и природной среде; осознание личной ответственности за своё
здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с
нарушениями здоровья; умение различать
государственную символику Российской Федерации, своего региона (республики,
края, области, административного центра); находить
на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию
России, её столицу – город Москву, территорию родного края, его
административный центр; описывать
достопримечательности столицы и родного края, особенности некоторых зарубежных
стран.
Изучение
предмета способствует и формированию регулятивных универсальных учебных действий:
осознавать границы собственных знаний
и умений о природе, человеке и обществе, понимать
перспективы дальнейшей учебной работы, определять
цели и задачи усвоения новых знаний, оценивать
правильность выполнения своих действий, вносить
необходимые коррективы, подводить
итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности.
При
изучении курса развиваются следующие
познавательные учебные действия: умение извлекать
информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной,
схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках
(учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать
природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных
характерных свойств); устанавливать причинно-следственные
связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в
природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для
изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений,
последовательности их протекания, моделировать
объекты и явления окружающего мира;
проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их
свойств) и явлений, ставя задачу,
подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы,
описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в
таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. Учащиеся приобретают
навыки работы с информацией: учатся обобщать,
систематизировать, преобразовать информацию
из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной,
условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать
и декодировать информацию (состояние погоды, легенда карты, дорожные знаки
и др.).
Развиваются
и коммуникативные
способности учащихся: обогащается их опыт
культурного общения с
одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и
одноклассниками, осуществляется
совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе,
осваиваются различные способы
взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго,
уважительного отношения между партнёрами.
Реализация
возможностей формирования у младших школьников УУД обеспечивается: логикой развёртывания содержания и его
структурой, представленной в учебниках; системно-деятельностным подходом к организации познавательной
деятельности учащихся (она представлена в учебниках различными методическими
приёмами); системой учебных ситуаций,
учебно-познавательных и учебно-практических задач, предложенных в учебниках, в
рабочих тетрадях, в тетрадях для тестовых заданий; методическими рекомендациями учителю, в которых даны советы по
формированию предметных и универсальных учебных умений при организации
познавательной деятельности учащихся.
Учебный предмет «Физическая
культура» обеспечивает
формирование основ общекультурной и российской гражданской идентичности как
чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте; освоение
моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя
ответственность; развитие мотивации достижения и готовности к преодолению
трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать
свои личностные и физические ресурсы; освоение правил здорового и безопасного
образа жизни; способствует развитию умений планировать, регулировать,
контролировать и оценивать свои действия; развитию взаимодействия, ориентации на
партнёра, сотрудничеству и кооперации (в командных видах спорта – формированию
умений планировать общую цель и пути её достижения; договариваться в отношении
целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной
деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный
контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и
вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).
|