Стандарты второго поколения - одна из важнейших
образовательных тем сегодня. Чтобы работа по внедрению ФГОС прошла более
плодотворно, необходимо, на наш взгляд, выработать механизм поэтапных действий
по изменению или дополнению уже сложившейся в школе образовательной системы,
чтобы привести её в соответствие с требованиями нового стандарта. Этот процесс
должен включать определённую последовательность действий в рамках всей школы.
В результате изучения курса математики
выпускники начальной школы научились использовать начальные математические
знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки
количественных и пространственных отношений. Учащиеся овладели основами логического мышления,
пространственного воображения и математической речи, приобрели необходимые вычислительные навыки.
Наша школа второй год работает в среднем звене по программе
Н.Б.Истоминой. Учебники математики для 5-6-х классов продолжает линию
учебников Н.Б. Истоминой. Во всех учебниках
реализована единая концепция развивающего обучения. Вместе с тем, каждый
учебник обладает своей спецификой, обусловленной как программой, так и
психофизиологическими особенностями школьников соответствующего класса. Так,
при изучении математики в 5-6 классах акценты делаются на осуществление
преемственности с курсом математики начальной школы; углубление интереса
школьников к изучению математики; развитие самостоятельности мышления
школьников; создание основ для изучения систематических курсов алгебры и
геометрии, которые начинаются в 7-м классе.
Интерес к изучению математики поддерживается доступностью
курса для школьников, так как успешность в изучении предмета является
необходимой основой для развития интереса. С этой целью автор учебника
организовала подачу материала, разгрузив
от второстепенных деталей, концентрируя внимание школьников на основном
содержании. Тексты учебника краткие по объему и
написаны простым языком.
Большое
внимание уделяется развитию навыков самостоятельного
мышления. В систему упражнений включены задания, развивающие умения
выделять общие свойства объектов, обосновывать свои решения, строить
контрпримеры, искать рациональные пути решения, а также различные нестандартные
задания, для выполнения которых школьникам не даются алгоритмы.
В среднем звене
продолжаем формировать логическую
память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения.
Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем
развитию их мышления.
Например: математическая разминка
Этот прием фронтальной работы, вовлекающий в
деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать
вопрос, четко и конкретно мыслить. Интересно, что в этом случае работают даже
те дети, которые обычно молчат, поскольку
пассивны или стесняются публичных ответов. Разминка занимает 5–7 минут.
В чем смысл данного вида работы? Он проводится или на
этапе проверки домашнего задания
или первичного усвоения, когда
вопросы очень просты (репродуктивные) и требуют однозначный, быстрый ответ,
проверяющий знания и внимание детей, умение слушать и слышать вопрос. Вопросы
касаются различных тем курса 5-6 класса, например:
Вашему вниманию предлагается другой вариант - числовой диктант
Одним из важных условий формирования самостоятельности
мышления, как и любой самостоятельной деятельности, является навык
самоконтроля. Самоконтролю в учебнике уделяется особое внимание. В системе
упражнений есть специальные задания, выполнение которых заставляет школьника
уяснить основные теоретические факты, установить взаимосвязи между разными
алгоритмами.
Организация
самостоятельной работы – самый
трудный момент урока. Дело в том что к
моменту проверки работы всегда остается
в классе 8-10 учеников, которые с заданием не успели справиться, а ждать их –
значит терять время. Поэтому учитель обычно начинает проверять самостоятельную
работу. Те, кто выполнил задание, включается в основную работу, а те, кто не
выполнил, фактически переписывают решения в тетради. Организуя, таким образом,
проверку, учитель в какой-то мере помогает ученикам, которые не справились с
заданием. Но верен ли это путь? В
конечном итоге в классе образуется группа, которая изо дня в день полностью не
справляется с самостоятельной работой и привыкает дописывать задания во время
проверки. Как научить ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать
подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями,
продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и
наглядность.
Предлагается классу решить самостоятельно задачу и
записать ее решение по действиям :
В 12 ч от автовокзала отошёл автобус со скоростью 60 км/ч. А через полчаса в
вслед за ним выехала машина со скорость 75 км/ч. Через сколько часов после своего выезда машина обгонит автобус на 15 км?...
|