Информационные технологии
становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение
информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как
умение читать и писать. Основной задачей внедрения новых образовательных
стандартов в начальной школе является
формирование универсальных учебных действий, которые наиболее эффективно
проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой
коммуникационной среде.
Младших школьников
необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить грамотно
применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым
формированию у них ИКТ- компетентности.
ИКТ-компетентность – это
способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии
для доступа к информации, для ее поиска,
организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи, которая
достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося
информационного общества.
При освоении личностных действий ведется
формирование:
При освоении регулятивных универсальных
учебных действий обеспечивается:
При освоении познавательных универсальных
учебных действий обеспечивается:
Формирование ИКТ-компетентности учащихся происходит в рамках
системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения
предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный
результат обучения младших школьников.
Вынесение формирования ИКТ-компетентности
в программу формировании универсальных учебных действий позволяет
образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции
планируемых результатов, помогает, с учетом специфики каждого учебного предмета,
избежать дублирования при освоении разных умений, осуществлять интеграцию и
синхронизацию содержания различных учебных курсов.
В результате изучения всех без исключения
предметов на ступени начального общего образования начинается формирование
навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном
обществе. Обучающиеся должны приобрести опыт работы с гипермедийными
информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические
изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук,
ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью
телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Отличительной особенностью начала обучения
является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать
клавиатурный набор текста.
Изучение окружающего мира предполагает не
только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с
помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата
и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и
представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение
современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой
фотографии, видеофильма, мультипликации.
В контексте изучения всех предметов должны
широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном
Интернете.
В современной школе широко применяется
проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством
реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в
которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о
школе, о своих интересах и увлечениях.
Интегрированный подход к обучению,
применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование
знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же
работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением
времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж,
описывающий картины природы, природные явления и т.п.
Важно, чтобы формирование того или иного
элемента или компонента ИКТ-компетентности было непосредственно увязано с его
применением. Тем самым обеспечивается:
При
этом, специфика ИКТ-компетентности сказывается и в том, что зачастую сам
учитель не обладает достаточным уровнем профессиональной ИКТ-компетентности.
Тем самым естественным образом создается контекст, в котором учитель сам
осуществляет универсальные учебные действия и демонстрирует обучающимся, «как
это делается».
Это накладывает объективные требования к
обновлению профессиональных компетенций педагогов в коллективной информационной
деятельности в школе:
ИКТ-компетентность педагога – совокупность знаний умений и
опыта деятельности в сфере использования ИКТ в образовании. Наличие опыта
является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций.
В ИКТ компетентности педагога можно
выделить три уровня:
Под базовым уровнем понимается инвариант знаний, умений и
опыта, необходимый и общедоступный для каждого педагога в решении образовательных
задач, прежде всего, средствами ИКТ универсального назначения:
Расширенный уровень предполагает более глубокое избирательное
освоение востребованных в педагогической деятельности тех информационных технологий, которые формируют
профессиональную активность педагога средствами ИКТ в соответствии с
требованиями к содержанию того или иного учебного предмета и готовность к их внедрению в реальный учебный
процесс на регулярной основе.
На
расширенном уровне ИКТ
компетентности у педагога формируются
технологические навыки представления собственной учебно-методической
информации, навыки презентации своего электронного педагогического портфолио.
Расширенный уровень предполагает более глубокое проникновение
в сферу технологий обработки:
При определении компетентности школьников
в области использования ИКТ акцент должен делаться, прежде всего, на оценке
сформированности соответствующих обобщенных познавательных навыков.
ИКТ - компетентность педагогов может оцениваться
через экспертную оценку разработок их уроков.
Для отдельной темы в поурочном планировании
курса выделяются компоненты учебной
деятельности учащихся, в которых активно используются средства ИКТ: подготовка
сообщения, поиск информации в интернете, видео-фиксация наблюдаемых процессов,
проведение эксперимента с цифровой фиксацией и обработкой данных и т.д. После
проведения темы осуществляется сравнение с планом реального активного
использования ИКТ каждым учащимся. Вычисляется доля (процент) информатизации
темы усреднением по учащимся. Показатель по курсу вычисляется усреднением по
времени. Показатель по образовательному учреждению вычисляется усреднением по
курсам (с учетом временных весов курсов).
Одним из значительных преимуществ (и в
работе учителя и в работе учащегося), обеспечиваемым применением ИКТ, является
простота внесения изменений (в том числе – исправлений ошибки, улучшений,
дополнений) в работу. В ходе создания своего продукта – гипермедиа объекта,
учащийся легко исправляет возникающие по ходу дела ошибки, меняет структуру
продукта, добавляет новые ссылки, расширяет отдельные компоненты. В ходе
взаимодействия с другими возникает ситуация учета предложений по улучшению. Это
представляется очень важным элементом формирующейся системы образования в
целом. Учитель из оценщика и судьи, решение которого «окончательно и обжалованию
не подлежит», превращается в коллегу по работе, который дает совет, как что-то
сделать лучше и потом радуется, если учащемуся совет удалось реализовать.
Учащийся при этом формирует способность учитывать мнение других, а постепенно
формирует и большую рефлексивность, самокритичность, объективность и эмпатию в
оценке работы другого, а так же умение учиться новому.
Необходимые условия для начала постоянно
расширяющейся сферы реализации ФГОС в части применения ИКТ в образовательном
процессе объединяются понятием школы информатизации. Это означает наличие
минимального оснащения образовательного учреждения, информационной среды,
необходимых сервисов и профессионально ИКТ-компетентных кадров. При этом
ИКТ-компетентность всех педагогов достигается постепенно.
Для каждого из учителей создается
собственная индивидуальная программа формирования ИКТ- компетентности, как
часть программы профессионального развития, повышения квалификации и переподготовки.
Эта программа начинается с ознакомления с возможностями ИКТ в школьном
образовании и конкретном школьном предмете (группе предметов). За этим следует
этап повышения квалификации или модулей переподготовки, в ходе которого педагог
осваивает ИКТ в применении к своей профессиональной деятельности и параллельно
планирует это применение в информационной среде.
Следующий уровень – это полная
информатизация школы, предполагает необходимую ИКТ-компетентность всех
педагогов, наличие технологической базы, необходимой для ИКТ- поддержки всех
курсов и видов деятельности учащихся и учителей, в частности, доступность такой
базы для всех планируемых, исходя из логики образовательного процесса,
применений ИКТ во всех элементах процесса (урочная, внеурочная, проектная
деятельность, выполнение домашнего задания).
При этих условиях идет трансформация уклада школы и
образовательного процесса со все более полной реализацией требований к
результатам освоения образовательной программы, задаваемым ФГОС, в том числе –
в направлении формирования ИКТ-компетнтности обучающихся, формирования
универсальных учебных действий, повышения эффективности освоения отдельных
предметов, учета меняющихся требований, в то числе – Государственной итоговой
аттестации, в частности по использованию
ИКТ в процессах аттестации.
|