Использование кейс – технологии на уроках ОБЖ. Широких Т.Н. - Педчтения - Гай - Каталог файлов - Персональный сайт
Мир "Гармония"Пятница, 02.12.2016, 21:00

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 201

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

Использование кейс – технологии на уроках ОБЖ. Широких Т.Н.
[ Скачать с сервера (254.0Kb) ] 05.05.2015, 14:27

Использование кейс – технологии на уроках ОБЖ

Широких Т.Н., учитель ОБЖ
первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ №6»
г.Гай Оренбургской области

Плохой учитель преподносит истину,
                                                                                 хороший учит её находить.
                                                                                                             А. Дистервег

На любом производстве к вновь пришедшему выпускнику вуза руководство обращается с одной и той же фразой: «Теперь вы можете забыть, чему вас там, в институте,  учили, и начнём учиться заново!» и каждый начинает задумываться: « а зачем тогда всё это было?»

Налицо одна из проблем нашей системы образования, причём не только высшего, но и среднего. Высокая теоретизированность учебных курсов, невозможность подчас связать приобретаемые знания с практикой реальной деятельности. На помощь приходит технология анализа конкретных ситуаций или, как говорят на Западе, технология case – study или кейс – метод.

Кейс – технология на уроках ОБЖ формирует у учащихся
 высокую мотивацию к учёбе; развивает такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; формирует основы деловой этики, повышает качество знаний.

На уроках ОБЖ «Кейс - технология» в основе использует метод конкретных ситуаций имитационного моделирования  и разработки конкретного примера. Кейс-технология использует следующие  дидактические принципы: индивидуальный подход, информация о предмете изучения, активность обучения, успешность в обучении, проблемность,  вариативность, прагматизм в обучении, умение работать с информацией.
При  организации работы с учащимися следует опираться на  характеристики функций кейса:

Функции кейса

Характеристика
функций кейса

Примеры

Тренинг

Тренировка обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуациях

Тренировка практических навыков получать разный результат в зависимости от разных условий

Обучение

Овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов

Изучение в сравнении, например: организм человека и животного.

Анализ

Выработка умений и навыков аналитической деятельности

Анализ явлений и объектов любой науки и практики

Исследова-

ние

Получение нового знания относительно развивающихся объектов

Исследовательский проект

Системати-

зация

Систематизация ситуационного знания

Разнообразные статистические материалы, например: анализ средних температур за определённый период времени в каком – либо регионе

Прогнази-рование

Получение сведений о развитии данной системы

Прогноз событий. Возможные последствия решения экологических проблем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для реализации кейс – технологии на уроках ОБЖ используются различные виды ситуаций для кейса:

-Иллюстративные ситуации (блиц - ситуации) ориентированы на формирование профессионального языка и умения идентифицировать проблему в кейс – технологии, общий объём не более одной страницы.

-Функциональные ситуации характерны наличием проблем. Наряду с числовыми данными имеется противоречивая информация, усиливающая фактор неопределённости в выборе решения. Ориентированы на развитие инноваций через предметное знание.

- Нормативные ситуации (чаще с элементами ситуационных задач) позволяют провести анализ  и найти однозначный ответ. Предназначены для контроля знаний по пройденному теоретическому материалу.

-Стратегическая ситуация не может иметь однозначного решения  из-за невозможности определить влияние нестабильных факторов, которые всегда присутствуют в реальных системах. Это класс наиболее сложных ситуаций.

Какими же способами можно представить ситуации «кейс-технологии» на уроках ОБЖ:

1)Новая и сложная информация:
   - Заострение внимания к новым объектам или их свойствам
   - Поиск ответа на вопросы: «Что это значит?», «О чём говорит данная информация (факты) и т.п.?».
2) Противоречивая информация:
   - Создание проблемной ситуации
   - Разные взгляды на один и тот же вопрос
   - Необходимо обнаружить противоречивый характер связи между явлениями и понять, что данное противоречие лишь кажущееся.
3) Неполное представление содержания:
   - Создание проблемной ситуации
   - Обучающийся должен сам заняться поиском материала
   - Учащийся  должен выделить части проблемной ситуации и синтезировать их в единое целое.
4) Информация отсутствует:
   - Построение своеобразных загадочных ситуаций
   - Не указываются субъекты или объекты данной ситуации, но даны их
     характеристики, условия, функции и т.п.
   - Или наоборот, дан сам объект, но не указаны его характеристики.

        На уроках ОБЖ  используются различные варианты организации работы учащихся на основе кейс-технологии:

Первый вариант -  учащиеся  изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной литературой, часть заданий выполняется дома индивидуально каждым.

Второй вариант – учащиеся  знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

Третий вариант – учащиеся  получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним.

Четвёртый вариант - возможно использование кейса в дистанционном обучении.

Для успешного осуществления   на уроках ОБЖ кейс-технологии необходимо использовать  следующие методические рекомендации для составления технологической схемы создания кейса:

  • Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.
  • Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над
     кейсом.
  • Определение проблемы ситуации и создание обобщённой модели (ситуация:
     жизненная, учебная, научная).
  • Поиск аналога обобщённой модели ситуации в реальной жизни, образовании или
     науке.
  • Определение источников и методов сбора информации.
  • Выбор техник работы с данным кейсом.
  • Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (составление листа оценки).
  • Создание заданной модели.
  • Апробация в процессе обучения.

Для организации работы с кейсом непосредственно на уроках  ОБЖ учитель может  использовать разные приёмы с целью активизации учащихся. Рассмотрим некоторые из   техник  анализа решений проблем на примере урока в 9 классе по теме: «В движении – жизнь» в практической части урока. Цель урока: выявление основных факторов  двигательной активности человека, специфики мобилизации физических резервов  и правильного их использования для сохранения здорового образа жизни на примере технологии обучения конкретных ситуаций.

1. Работа в группах  (учащиеся класса заранее распределяются на 3 группы, по 7 человек,  они являются экспертами; а главными в группе являются специалисты – это лучшие учащиеся по предмету, у них отличительные знаки, приколотые к форме - «эксперт»).
2. Для каждой группы учащихся свои заготовленные приёмы различных техник анализа решения проблем.

а) для 1-ой группы:  определяется проблема:  Движение – жизнь?
- используется приём «Софт- анализ», где учащиеся на большое поле записывают индивидуальные мнения всех членов группы, а на центральное  поле – общее мнение группы (плакаты с данными приёмами заготавливаются заранее).

б) для 2-ой группы определяется следующая задача: Физическая культура это средство сохранения и укрепления здоровья?

- используется приём:  «Цветок лотоса» (8 способов решения проблемы)

Способ
решения

Способ
решения

Способ
решения

Способ
решения

ПРОБЛЕМА

Способ
решения

Способ
решения

Способ
решения

Способ
решения

 

в) для 3-ей группы устанавливается проблема: Гиподинамия – это приговор?
- используется приём «Как?»
Учащиеся заполняют плакат по следующей схеме:

3. Учащиеся работают в группе, выявляют пути решения проблемы, заполняют  шаблоны приёмов  различных техник анализа решения проблем (можно использовать для работы учебник, дополнительные источники литературы, статистический материал, журналы ОБЖ, интернет - ресурсы,  которые заранее приготовлены для каждой группы экспертов). Регламент работы 15 минут.

4. Далее учитель вызывает представителя  одной группы экспертов, затем второй и третьей. Во время просмотра каждой  работы   выходят  специалисты  данной группы и делают (по очереди) краткий  отчёт  о решении проблемы  (регламент 3 минуты).

5. Специалисты групп выставляют своим экспертам оценки (на заранее приготовленных списках групп экспертов), отдают списки учителю и учитель подводит итоги работы экспертов и специалистов групп. 

6. В завершении выступления всех групп учащиеся делают вывод о значении двигательной активности для организма человека.

7. После сделанных выводов проводится рефлексия (метод пантомима). Учитель задаёт вопрос  учащимся  «Как вы оцениваете свою работу на уроке?»
(на доске висит плакат: Руки верх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично). Учащиеся показывают,  таким образом, как они поработали на уроке.
      Кейс-технология на уроках ОБЖ позволяет  использовать различные методы и формы учебной деятельности:  словесные, наглядные,  практические, частично-поисковые; репродуктивные, исследовательские методы, методы выступления учащихся, обсуждение решений проблем; запись основных положений, исследовательские умения (анализ, сбор информации), умение работать в команде, коммуникативные умения. В результате своей деятельности учащиеся осуществляют связь с другими школьными предметами: с биологией, физической культурой, историей, литературой. Наряду с кейс-технологией на уроках частично используются и другие технологии: информационно- коммуникационная, здоровьесберегающая, технология проблемного обучения, игровая технология.

Использованная литература:

1.Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии. Учеб.-метод. пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпициной.СПб.: КАРО, 2006.- 176с.
2. Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых //Новые знания. 2001. № 2.
3. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В. Борисовой и др. СПб., 2002.
4. Луи И. Барнс, К. Роланд Кристенсен, Эбби Жд. Хансен. Преподавание и метод конкретных ситуаций.. М., 2000.
5. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / Под ред. д. с. н., проф. Ю.П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
6. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ «Сфера», 2002.
7. htth: // www. educ. sfu. ca/case
    htth: // www. pace. edu/ CTR CaseStudies
    htth: // www. worldbank. org/ wbi/cases/tips/html
    htth: // www. e-xecutive.ru/workshopъ
    htth: // www. casemethod.ru/base1. php?tbl=artikel@id=1 

Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 835 | Загрузок: 40 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2016