Мир "Гармония"Суббота, 25.11.2017, 08:49

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Как часто вы используете компьютер на уроке в начальной школе в течение года?
Всего ответов: 198

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

Из опыта воспитательной работы по программе «Я – ГРАЖДАНИН. Запольских Г.Н.
[ Скачать с сервера (67.5Kb) ] 18.03.2011, 12:23

Значимость, безусловная ценность процесса воспитания и социализации в образовательном учреждении сегодня никем не оспаривается, более того, она признана на государственном уровне, что подтверждается наличием воспитательного компонента в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.

Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка – это не просто учреждение, где  он получает набор определенных знаний  по разным предметам, школа – это то место, где ребенок осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни. В определенной степени успех, чувство удовлетворения своей жизнью будет определяться у него в будущем тем, как он прошел процесс воспитания и социализации в школе, какие знания сумел приобрести.

В 2011 – 2012 учебном году МОУ «СОШ № 4 » осуществляет переход на новые ФГОС. Переход на новые Стандарты требует основательного, вдумчивого подхода со стороны администрации образовательного учреждения и педагогов. С 1 сентября 2011 года воспитательный процесс в 1-х классах осуществляется по школьной Программе воспитания и социализации учащихся начальной школы. Программа разработана на основе Закона «Об образовании», воспитательного компонента ФГОС, который представлен Примерной программой  воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), Концепцией духовно – нравственного воспитания российских школьников.  При разработке Программы мы также ориентировались на Устав школы, Программу развития средней общеобразовательной школы № 4 на 2005 – 2010 годы.

Задачей воспитания и социализации в школе является достижение национального воспитательного идеала с учетом потребностей обучающихся и их родителей. Воспитательный идеал имеет четкое определение в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Потребности же обучающихся и родителей как раз в том чтобы объединить два мира в жизни ребенка, о которых говорилось выше, чтоб школьная жизнь ребенка сводилась не только к получению академических знаний, дисциплине, а давала возможность реализации различных интересов, получения необходимых социальных знаний и навыков.

Содержание Программы включает в себя несколько направлений, которые призваны способствовать полноценному, всестороннему развитию личности ребенка. Школьная Программа воспитания и социализации является отправной точкой для создания вариативных программ более узкой направленности.

Я остановлюсь на одном из направлений, нравственно-патриотическом.

Коррекционные классы  МОУ «СОШ №4» обучаются по программе УМК «Школа России». «Школа России» должна стать школой духовно-нравственного развития.

Цель УМК «Школа России»: воспитание школьников как граждан России, обеспечить современное образование младшего школьника в соответствии с положениями образования в Российской Федерации, концепцией модернизации образования, новейшими достижениями педагогической науки.

Во все времена человечество решало задачу передачи опыта предков новым поколениям. В последние десятилетия всё труднее решается эта задача.  Научно-технический прогресс сопровождается снижением духовности. Сознание человека не успевает в своем внутреннем развитии за внешним потоком информации. В культуре появляются новые взгляды, идеи, но в личностной системе происходит подмена ценностей. Молодое поколение растёт отдалённым от природы, имеют психологические, социальные проблемы, сложности в общении, физическом   здоровье.  В этом актуальность выбранной педагогами программы, в которой  детям предоставляется возможность почувствовать целостность окружающего мира и самого ребёнка, осознать  связь между объектами и явлениями окружающей среды на территории своей школы, лесопарковой зоны и водоемах в окрестностях родного города, изучать культуру родного края. Программа позволяет развивать духовную нравственность воспитанников, объединяет  биологические, психологические и художественные подходы  к изучению родной природы  и народной культуры родного края; использовать приемы театрализации, элементы игровых и народных обрядов, способствует развитию интереса в исследовательской деятельности. Программа позволяет   формировать у детей разнообразные представления о природе, человеке и культуре родного края, умения видеть и оценивать поведение людей с точки зрения экологической допустимости и нравственности, воспитывать у обучающихся нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в природе и искусстве,  расширять кругозор  по экологии, биологии, музыке, литературе, живописи, краеведению, психологии, физической культуре, способствовать развитию логического мышления, воображения, артистических и творческих данных в благоприятном психологическом климате детского коллектива

Именно такая программа необходима учащимся коррекционных классов 7 вида. Это  дети, которые воспитываются   в асоциальных семьях, с девиантным  поведением,  с  недостаточной эмоционально-волевой и личностной сферой. Применение программы «Я-гражданин» обосновано для классов коррекции и необходимо во внеурочное время. Внеурочная воспитательная деятельность, (в отличие от учебно-познавательной) предоставляет возможность учащимся и создаёт условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Цель: формирование у подрастающего поколения любви к Родине, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание у детей патриотизма, формирование гражданских позиций.

Задачи:

1.Формирование национального самосознания, этнической идентичности, чувства национальной гордости;

2. Воспитание преданности Отчизне, готовности к защите Родины, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения;

3. Глубокое изучение героической истории Родины и родного края;

4. Воспитание избирательной культуры, чувства ответственности за будущее страны;

5. Освоение прав и обязанностей юного гражданина страны;

6. От воспитания любви к родной школе, к отчему краю к формированию гражданского самосознания,  ответственности за судьбу Родины.

Содержание деятельности

В содержании деятельности входит осмысление ребенком себя гражданином, патриотом своего Отечества.

Исходные позиции: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и сын, великого народа, имеющего свою прекрасную, но и трагическую историю.

Родина начинается с родительского дома, с родной улицы, родного села.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Цель: возрождение духовно-нравственного потенциала нации, воспитание свободных граждан с чувством личной ответственности и моральности, способной к  продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству.

Задачи:

1. Формирование гуманистических отношений к ближнему;

2. Воспитание уважения к святыням, духовно-нравственным ценностям народа;

3. Воспитание святого отношения к семье;

4. Воспитание умения и желания делать добро, проявлять чуткость, заботу и внимание к нуждающемуся;

5. Воспитание сострадания, самопожертвования, терпимости и доброжелательности;

6. Воспитание честности, порядочности.

Содержание проблемы

Время требует обращения к святыням народа, понимания значимости семьи в жизни человека, доброты, порядочности, чуткости, готовности придти на помощь, осмысления необходимости деятельности по месту жительства.

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

Осуществление  программы будет продолжаться с 1 сентября 2011 учебного года и во внеурочной работе во второй половине дня (в группе продленного дня).

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.

А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.

Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность

В школе для реализации этой программы классные руководители, учителя организуют вместе с детьми следующие дела: классные часы, праздники, вечера, ярмарки, «огоньки», дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы; традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели знаний по учебным предметам; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, выход в кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, походы и поездки (в основном летом); спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет, праздничных плакатов, открыток и многое другое.

Нравственно-патриотическое воспитание осуществляется в кружке «Растим патриота». В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Программа данного кружка определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Методический вариант проведения занятий  каждый педагог может выбрать сам, но в любом случае многое здесь будет зависеть именно от того, как он начнёт своё сообщение, будут ли  школьники с желанием и откровенно выражать своё отношение к предлагаемому разговору. Предлагаемая форма активизирует духовные усилия каждого ребёнка, он проявляет себя как индивидуальность, не просто способная оценивать мир, но и желающая изменить его во имя улучшения будущей жизни.

Педагоги нашей школы (МОУ «СОШ №4» г. Гая) уверены в том, что применение программы «Я- ГРАЖДАНИН» позволяет  наметить путь, который в итоге приведёт нас к конечной цели, отражённой в «Портрете выпускника начальной школы»:

Литература

1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.

2.Аванесян Л. Воспитание гражданина начинается в семье – М., //Начальная школа, 2010, №11

3.Азаров Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания– М., // Воспитание школьника, 2008, №6

4. Дрешина Е.Воспитываем любовь к малой родине - М., //Начальная школа, 2004, №5

5.Дубровин В. Воспитывать людей, способных возвысить Россию – М., // Воспитание школьника, 2008, №10

6.Игумен Тихон (Полянский) О воспитании духовных ценностей в семье -  М., // Воспитание школьника, 2008, №8
Категория: Педчтения | Добавил: region56 | Теги: Гай, Педчтения
Просмотров: 4203 | Загрузок: 499 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017