Значимость, безусловная
ценность процесса воспитания и социализации в образовательном учреждении
сегодня никем не оспаривается, более того, она признана на государственном
уровне, что подтверждается наличием воспитательного компонента в Федеральном
государственном образовательном стандарте второго поколения.
Большую часть своего
детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные
периоды его развития. Школа для ребенка – это не просто учреждение, где он получает набор определенных знаний по разным предметам, школа – это то место,
где ребенок осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой
жизни. В определенной степени успех, чувство удовлетворения своей жизнью будет
определяться у него в будущем тем, как он прошел процесс воспитания и
социализации в школе, какие знания сумел приобрести.
В 2011 – 2012 учебном году
МОУ «СОШ № 4 » осуществляет переход на новые ФГОС. Переход на новые Стандарты
требует основательного, вдумчивого подхода со стороны администрации
образовательного учреждения и педагогов. С 1 сентября 2011 года воспитательный
процесс в 1-х классах осуществляется по школьной Программе воспитания и
социализации учащихся начальной школы. Программа разработана на основе Закона
«Об образовании», воспитательного компонента ФГОС, который представлен
Примерной программой воспитания и
социализации обучающихся (начальное общее образование), Концепцией духовно –
нравственного воспитания российских школьников.
При разработке Программы мы также ориентировались на Устав школы, Программу
развития средней общеобразовательной школы № 4 на 2005 – 2010 годы.
Задачей воспитания и социализации в
школе является достижение национального воспитательного идеала с учетом
потребностей обучающихся и их родителей. Воспитательный идеал имеет четкое
определение в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как
свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации. Потребности же обучающихся и родителей как раз в том
чтобы объединить два мира в жизни ребенка, о которых говорилось выше, чтоб
школьная жизнь ребенка сводилась не только к получению академических знаний,
дисциплине, а давала возможность реализации различных интересов, получения
необходимых социальных знаний и навыков.
Содержание Программы включает в себя несколько
направлений, которые призваны способствовать полноценному, всестороннему
развитию личности ребенка. Школьная Программа воспитания и социализации
является отправной точкой для создания вариативных программ более узкой
направленности.
Я остановлюсь на одном из направлений,
нравственно-патриотическом.
Коррекционные
классы МОУ «СОШ №4» обучаются по
программе УМК «Школа России». «Школа России» должна стать школой
духовно-нравственного развития.
Цель УМК
«Школа России»:
воспитание школьников как граждан России, обеспечить современное образование
младшего школьника в соответствии с положениями образования в Российской
Федерации, концепцией модернизации образования, новейшими достижениями
педагогической науки.
Во все времена человечество решало
задачу передачи опыта предков новым поколениям. В последние десятилетия всё
труднее решается эта задача.
Научно-технический прогресс сопровождается снижением духовности.
Сознание человека не успевает в своем внутреннем развитии за внешним потоком
информации. В культуре появляются новые взгляды, идеи, но в личностной системе
происходит подмена ценностей. Молодое поколение растёт отдалённым от природы,
имеют психологические, социальные проблемы, сложности в общении,
физическом здоровье. В этом актуальность выбранной педагогами
программы, в которой детям
предоставляется возможность почувствовать целостность окружающего мира и самого
ребёнка, осознать связь между объектами
и явлениями окружающей среды на территории своей школы, лесопарковой зоны и
водоемах в окрестностях родного города, изучать культуру родного края.
Программа позволяет развивать духовную нравственность воспитанников, объединяет биологические, психологические и
художественные подходы к изучению родной
природы и народной культуры родного
края; использовать приемы театрализации, элементы игровых и народных обрядов,
способствует развитию интереса в исследовательской деятельности. Программа
позволяет формировать у детей
разнообразные представления о природе, человеке и культуре родного края, умения
видеть и оценивать поведение людей с точки зрения экологической допустимости и
нравственности, воспитывать у обучающихся нравственно-эстетическую отзывчивость
на прекрасное в природе и искусстве,
расширять кругозор по экологии,
биологии, музыке, литературе, живописи, краеведению, психологии, физической
культуре, способствовать развитию логического мышления, воображения,
артистических и творческих данных в благоприятном психологическом климате
детского коллектива
Именно такая программа необходима
учащимся коррекционных классов 7 вида. Это
дети, которые воспитываются в
асоциальных семьях, с девиантным
поведением, с недостаточной эмоционально-волевой и
личностной сферой. Применение программы «Я-гражданин» обосновано для классов
коррекции и необходимо во внеурочное время. Внеурочная воспитательная
деятельность, (в отличие от учебно-познавательной) предоставляет возможность
учащимся и создаёт условия для упражнения и тренировки определённых
эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения
общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.
1.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека
Цель: формирование у
подрастающего поколения любви к Родине, бережного отношения к народным
традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание у
детей патриотизма, формирование гражданских позиций.
Задачи:
1.Формирование
национального самосознания, этнической идентичности, чувства национальной
гордости;
2. Воспитание преданности Отчизне,
готовности к защите Родины, верности боевым и трудовым традициям старшего
поколения;
3. Глубокое изучение героической истории
Родины и родного края;
4. Воспитание избирательной культуры,
чувства ответственности за будущее страны;
5. Освоение прав и обязанностей юного
гражданина страны;
6. От воспитания любви к родной школе, к
отчему краю к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.
Содержание деятельности
В содержании
деятельности входит осмысление ребенком себя гражданином, патриотом своего
Отечества.
Исходные
позиции: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и сын,
великого народа, имеющего свою прекрасную, но и трагическую историю.
Родина
начинается с родительского дома, с родной улицы, родного села.
2. Воспитание нравственных чувств и этического
сознания
Цель: возрождение
духовно-нравственного потенциала нации, воспитание свободных граждан с чувством
личной ответственности и моральности, способной к продуктивной преобразовательной деятельности
и жизнетворчеству.
Задачи:
1. Формирование
гуманистических отношений к ближнему;
2. Воспитание
уважения к святыням, духовно-нравственным ценностям народа;
3. Воспитание
святого отношения к семье;
4. Воспитание
умения и желания делать добро, проявлять чуткость, заботу и внимание к
нуждающемуся;
5. Воспитание
сострадания, самопожертвования, терпимости и доброжелательности;
6. Воспитание
честности, порядочности.
Содержание проблемы
Время требует обращения к святыням
народа, понимания значимости семьи в жизни человека, доброты, порядочности,
чуткости, готовности придти на помощь, осмысления необходимости деятельности по
месту жительства.
Одной из педагогических задач разработки
и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия
школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в
следующих направлениях:
Осуществление программы будет продолжаться с 1 сентября
2011 учебного года и во внеурочной работе во второй половине дня (в группе
продленного дня).
Внеурочная работа - составная часть
учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного
времени учащихся.
А. С. Макаренко,
С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную
работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах
добровольности, активности и самостоятельности.
Во внеурочной работе большое значение
имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять
участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех
внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от
педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников
общественно полезную направленность
В школе для реализации этой программы
классные руководители, учителя организуют вместе с детьми следующие дела:
классные часы, праздники, вечера, ярмарки, «огоньки», дискотеки, обычно привязанные
к календарной дате или связанные с традицией школы; традиционное дежурство по
классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели знаний по
учебным предметам; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям
родного города, выход в кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и
истории, походы и поездки (в основном летом); спортивные соревнования, дни
здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в
подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет, праздничных плакатов, открыток и многое
другое.
Нравственно-патриотическое воспитание
осуществляется в кружке «Растим патриота». В условиях становления гражданского
общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание
принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к
управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой
рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою
материальную независимость. В формирование такой гражданской личности,
сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру,
ощутимый вклад должна внести современная школа.
Программа данного кружка определяет
содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания и направлена
на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию
личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель программы: создание
условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему
ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и
поведения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс,
пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь
обучающихся, разнообразные виды деятельности.
Методический вариант проведения
занятий каждый педагог может выбрать
сам, но в любом случае многое здесь будет зависеть именно от того, как он
начнёт своё сообщение, будут ли школьники
с желанием и откровенно выражать своё отношение к предлагаемому разговору.
Предлагаемая форма активизирует духовные усилия каждого ребёнка, он проявляет
себя как индивидуальность, не просто способная оценивать мир, но и желающая
изменить его во имя улучшения будущей жизни.
Педагоги нашей школы (МОУ «СОШ №4» г.
Гая) уверены в том, что применение программы «Я- ГРАЖДАНИН» позволяет наметить путь, который в итоге приведёт нас к
конечной цели, отражённой в «Портрете выпускника начальной школы»:
Литература
2.Аванесян Л. Воспитание гражданина
начинается в семье – М., //Начальная школа, 2010, №11
3.Азаров Ю. Педагогическое искусство
патриотического воспитания– М., // Воспитание школьника, 2008, №6
4. Дрешина Е.Воспитываем любовь к малой
родине - М., //Начальная школа, 2004, №5
5.Дубровин В. Воспитывать людей,
способных возвысить Россию – М., // Воспитание школьника, 2008, №10
6.Игумен Тихон (Полянский) О воспитании духовных
ценностей в семье - М., // Воспитание
школьника, 2008, №8
|