«Литературное развитие младших школьников
через систему различных заданий
на уроках чтения в начальных классах»
Учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 8»
г. Гая Оренбургской области
Савочкина Татьяна Викторовна,
высшая квалификационная категория
Модернизация российского образования требует не только обновления его содержания, но и развития детей, их творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самообразованию. Литературное развитие играет доминирующую роль в образовании и развитии личности ребёнка. Известно немало способов и приёмов, направленных на развитие литературных умений и навыков на основе работы с художественным текстом. В своей педагогической практике я использую систему специальных заданий. Среди них наиболее эффективными являются следующие:
Задания, способствующие развитию устной речи:
- Перескажи…
- Составь рассказ о герое с опорой на ключевые слова, выписанные из текста.
- Каковы герои по характеру? Выбери слова и соедини их с именами персонажей (заботливая, хитрая, ласковая, жестокая…).
- Разбей текст на части, озаглавь каждую часть, составь пересказ по плану.
- Найди описание в тексте героя, объекта.
- Использование ключевых слов-подсказок.
- Составь рассказ в картинках.
- Опиши эпизод, который запомнился тебе больше всего.
- Как рассказчик относится к герою? Подтверди словами из текста.
Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.
За время работы я обратила внимание на то, что у детей недостаточно развит речевой аппарат. Речь большинства детей отличается вялостью артикуляции. Особенно заметно это бывает при длительном речевом общении ребенка при употреблении слов сложной слоговой структуры. В этом проявляется недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата. У одних детей наблюдается вялость языка, у других излишнее напряжение мышц языка, у третьих нет четкости в переключении с одного артикуляционного движения на другое. С первых дней детей в школе провожу в начале урока речевую разминку, в которую включаю различные речевые упражнения:
1. Фонетическая зарядка.
Как дудят в дудочку? ( Ду-ду-ду…)
Как жужжит шмель? ( Ж-ж-ж…)
Как кричит осел? ( Иа-иа!)
Как вскрикивают от испуга? ( Ой!)
2. Чтение чистоговорок: скороговорок.
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Лу-лу-лу - стул стоит в углу.
Оль-оль-оль - мы купим соль.
Ра-ра-ра - начинается игра.
По слоговой таблице дети могут сами придумывают чистоговорки.
Чтение скороговорок:
Лара у Вали играет на рояле.
3. Проведение игры "»Я начну, а вы продолжите…»
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе.
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!
Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофер, я сам мотор.
Нажимаю на педаль
И машина мчится вдаль…
Подарил мне папа льва,
Ох и струсил я сперва.
Я два дня его боялся,
А на третий он сломался.
Целый день сегодня шью
Я одела всю семью.
Погоди немножко, кошка,
Будет и тебе одежка.
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тески и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка
В данном упражнении я люблю использовать небольшие стихи Б. Заходера, которые при чтении сопровождаются движениями, жестами, мимикой. Порою обычное чтение стихотворений превращается в мини- спектакли, где дети играют роль артистов.
4. Проведение диалогов в стихотворной форме.
Вместе: Мы идем лесной тропинкой. А куда не знаем сами.
Учитель: За малиной?
Дети: За малиной!
Учитель: За грибами?
Дети: За грибами!
Вместе: Светит солнце золотое сквозь зелёные оконца.
Учитель: Может мы идём за солнцем?
Дети: Что же может и за солнцем!
Вместе: Может, белка попадётся. Может, ёжик ждёт нас где-то. Мы идем гурьбой весёлой ясным утром в гости к лету!
5. Проведение игры «Птичья стая».
Учитель: Птицы готовятся к отлёту в тёплые страны. Они щебечут, громко кричат, радуясь перелёту.
Дети читают по слоговой таблице слоги громко, весело: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.
Учитель: Птицы немного угомонились, стали вести себя потише.
Дети читают уже средним голосом, не спеша: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.
Учитель: И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны.
Дети читают шёпотом: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.
Такая игра очень нравится моим ребятишкам, они ведут себя также весело и оживлённо как и птицы.
Системное и регулярное использование данных упражнений помогает ликвидировать те трудности, с которыми ребенок пришёл в школу. Артикуляционная гимнастика, которая длится 5 - 7 минут в начале каждого урока обучения грамоте, способствует выравниванию всех детей и оказывает большую помощь в дальнейшем на уроках чтения. Дети становятся более уверенными в своих ответах, перестают комплексовать. Учащиеся выражают свои мысли более ярко и полно.
Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений. В качестве примера могу предложить следующие упражнения для развития речи.
«Волшебные кляксы». Цель: развитие воображения и речи. Заранее изготавливается несколько различных клякс. Дети по желанию рассказывают, на что похожи кляксы.
«Сочиняем сказку». Цель: развитие творческого воображения и речи на этапе повторения пройденного. Детям предлагается сочинить сказку: о теме можно договориться. Сказки обсуждаются.
«Наблюдатель». Учитель: «По одной капле воды человек, умеющий логически мыслить, может сделать вывод о существовании Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видел ни того, ни другого и никогда о них не слышал" Это цитата из размышлений Шерлока Холмса». Для игры необходимо подготовить несколько разнообразных предметов (записную книжку, сумочку с предметами, поношенный башмак и др.). Ребятам предлагается, изучив предметы, как можно больше рассказать об их владельцах.
Вопросы и задания аналитического характера выполняют важнейшую функцию в формировании квалифицированного читателя, способного анализировать текст в единстве формы и содержания. Большинство таких вопросов направляет внимание учащихся на особенности художественной формы. Они заставляют задуматься над тем, почему автор выбрал то или иное художественное средство, какую роль оно играет в раскрытии идейного содержания произведения.
- Выпиши из текста постоянные эпитеты, характеризующие героя.
- Какое настроение помогает передать эти звуки, цвета?
- Какую по настроению картину рисует поэт с помощью эпитетов и олицетворений?
- Подчеркни слова и выражения, делающие текст красочным.
- Как название произведения связано с настроением героя?
- Наблюдение над языковыми средствами (найди сравнения, обведи карандашом).
Проблемные вопросы и задания развивают исследовательское мышление школьника, пробуждают его интерес к вторичному перечитыванию текста и постижению авторских загадок и открытий. Большинство проблемных вопросов имеют варианты ответов, в которых даны образцы формулировок. Ребёнок может либо выбрать один из предложенных вариантов, либо дать свой вариант ответа. Обязательное требование учителя: при выборе варианта ученик должен доказать, мотивировать свой выбор с опорой на текст.
- Прогнозирование содержания рассказа по его названию.
- Автор назвал своё стихотворение думой. О чём он думает, размышляет в своём произведении?
- Как автору удалось создать такой живой образ?
- Почему произведение стало таким знаменитым?
Творческие задания и задания игрового характера развивают литературно-творческие способности учащихся, их речь, образное мышление, творческое воображение. Система творческих заданий позволяет создавать работы разных жанров, учитывая разные возможности детей. Чаще всего творческие задания вытекают из предыдущей деятельности учащихся.
- Литературные кроссворды.
- Увлекательные викторины.
- Игры со словами.
- Сочиняем волшебную сказку.
- Нарисуй любимого персонажа.
Пословицы и загадки используются в творческих работах для закрепления понятия «созвучие» или «рифма». Дети охотно и успешно облекают свои загадки в рифмованную форму. Можно предложить ребятам превратится в ученых-фольклористов и дать задание для исследования: догадаться, какая загадка старше?
Один из самых благодатных способов активизации учащихся к творчеству – это работа с пословицей. Я использую следующие виды творческих работ с пословицей:
- Коллективное составление поучительного устного рассказа по пословице.
- Выбрать сказку, к которой подходит пословица.
- Определить, какая пословица выражает главную мысль сказки.
- Конкурсы «Знаток русских пословиц», «Знаток малых жанров русского фольклора».
С первых уроков чтения я применяю много стихотворного материала: загадки, стихи о буквах, рифмовки, подборки стихотворных диалогов, разной степени сложности, чистоговорки. В младшем школьном возрасте дети проявляют большой интерес к стихосложению. Но прежде, чем самому начать рифмовать, надо уметь читать стихи, наблюдать за их построением, художественными особенностями, научиться видеть изобразительные средства (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения), помогающие понять чувства и переживания. При помощи специальных упражнений учащиеся учатся рифмовать слова, складывать рифмованные строчки:
- дополни слоги до слов (му-, про-);
- закончи фразу;
- придумай рифму к слову (лучик - … );
- соедини рифмующиеся слова;
- поймай рифму (придумать слово, рифмующееся с данным);
- игра «Слоговой аукцион» - выиграет тот, кто назовет слово последним (ла- игла, скала, дуга);
- придумай веселую фразу, каждое слово которой начинается с одной и той же буквы, с одного и того же слова: например, Петр Петрович Петухов поймал птицу-перепелицу, пошел продавать, просил полтину, получил половину;
- игра «Четвертый лишний» (ложка, кашка, мошка, лукошко);
- игра «Буриме» - дописать стихотворение по рифмующимся словам;
- восстанови рассыпанное стихотворение;
- допиши стихотворение по его началу: «Покидают утки пруд, далеко летят на юг…»;
- игра «Кто больше подберет рифм»: синички – водички – птички;
- игра «Добавлялки»: Где обедал воробей? В зоопарке у…
- «Конкурс одной строки». Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант.
Для развития творческих способностей детей я использую методический прием, предложенный Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой « интерпретация сказки». Интерпретируя произведение, каждый ученик имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли. Вот примеры некоторых заданий:
- Опиши характер главного героя до встречи с… и после.
- Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».
- «Что было дальше?» - закончить сюжет произведения.
- Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.).
- Сочинить сказку по заданным 1-2 предметам, обычно не характерным для персонажей сказок (например, капелька дождя, входная дверь, зернышко с колоска и т.д.).
- Прогнозирование сюжета. Предлагается слушание с паузой. На определенном этапе развития сюжета прерываю чтение и задаю вопрос о том, как следует поступить герою в сложной ситуации. Пауза в чтении. Обращение к классу:
- Придумайте историю, как еж перехитрил зайца. (Выслушать двух-трех человек).
- Послушайте сказку до конца и сравните продолжение сказки со своей историей.
- Рассказывание знакомых сказок с разными присказками.
- Перестановка персонажей внутри одной сказки.
- Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.
- Перестановка персонажей.
Сравнение нескольких произведений – это творческая работа, которая носит исследовательский характер. Например, сравнение начала сказок. Дети с первого класса проводят исследовательский поиск и приходят к выводу, что сказки начинаются по-разному: «Жили-были…», «В некотором царстве…», «Жил на свете…» и т.д.
Важным аспектом в литературном развитии младшего школьника является внеклассное чтение. Основная цель занятий по внеклассному чтению – организация самостоятельного чтения детей дома и на уроках внеклассного чтения. Задачи, позволяющие реализовать поставленную цель:
- Совершенствование навыка чтения учащихся.
- Развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы.
- Формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности.
- Развитие воображения, творческих способностей, речи учащихся.
- Расширение культурного кругозора школьников.
Литературное развитие младших школьников не заканчивается в начальной школе. Оно продолжается и в среднем, и в старшем звене. Но то, что заложено в младшем школьном возрасте является основой для дальнейшей успешной учебной деятельности детей.
Литература:
- Журналы "Начальная школа развитию речи во 2-х и 3-х классах. м.Учпедгиз.1954
- Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.Просвещение, 1992
- Львов М.Г. Работа над сочинением в начальных классах. М.Просвещение, 1971
- Львов М.Г. Методика развития речи младших школьников. М., Просвещение, 1985
- Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. М., Просвещение, 1984
- Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся: 1-4 классы. – М., 2007.
- Никитина Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. М.Просвещение, 1991
- Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М., 1999.
- Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Учебно-методическое пособие – Екатеринбург, 2002.
Светловская Н.Н., Пиче- Оол Т.С. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М., 2001.
|