Мир "Гармония"Суббота, 27.04.2024, 02:44

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Как часто вы используете компьютер на уроке в начальной школе в течение года?
Всего ответов: 198

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

Образовательные стандарты современной старшей школы. Акулова О.Н.
[ Скачать с сервера (75.5 Kb) ] 09.02.2010, 12:32
Образовательные стандарты современной старшей школы.
Учитель математики МОУ «СОШ №7» г. Гая
Оренбургской области Акулова О.Н.
      С 1 сентября 2010 года в России начнут действовать образовательные стандарты нового образца или, как ещё говорят второго поколения. Главное отличие новых стандартов от ныне действующих - обучение в школе становиться более личностным, школа теперь дает не просто знания, она несёт ответственность за развитие личности ребёнка, за то, каким человеком он выйдет из стен школы через 11 лет.
    Старшая школа занимает ключевое место в современном образовании: по результатам выпускников старшей школы судят об эффективности всей системы общего образования, именно старшая школа во многом определяет возможности систем профессионального образования и качество профессиональной деятельности молодых людей. С этой точки зрения можно утверждать, что старшая школа является основным "узлом" модернизации российского образования.
    Вместе с тем, большинство экспертов российской образовательной политики сходятся на том, что целостной эффективной модели старшей школы, отвечающей государственно-общественным интересам и интересам личности, модели, адекватной особенностям юношеского возраста и мировым тенденциям в сфере образования, на сегодняшний момент в России не создано.
   До сих пор недостаточно научно-практических разработок, моделирующих и реализующих образовательный процесс старшеклассников на принципах индивидуализации, академической и социальной мобильности, технологизации успешной деятельности в различных жизненных ситуациях. С 2005 года инициативная группа лидеров ряда инновационных школ приступила к разработке и осуществлению проекта "Модель старшей школы для Российской Федерации". Проект направлен на создание системной инновационной модели (включая разработку стандартов, программ, технологий, организационно-педагогических, экономических и правовых условий старшей школы), а также на обеспечение практической реализации данной модели в российских регионах.
    Теоретические основы построения современной старшей школы
а) Проблемы существующей старшей школы
     1. Несоответствие результатов школьного образования потребностям современного рынка труда.
     2. Несоответствие существующей старшей школы особенностям юношеского возраста.
     3. Несогласованность процессов модернизации общего и высшего (профессионального) образования.
   4. Несовершенство финансово-экономических схем и организационно-правовых форм деятельности существующей старшей школы.
    5. Кризис школы как базовой институциональной формы образования
б) Образовательное пространство старшеклассника Представим модель образовательного пространства старшеклассника.
     Выпускник школы должен представлять собой индивида, способного не только реализовывать на практике тот набор знаний и умений, которые он "усвоил" в школе, но и обладающего готовностью... создавать, вырабатывать новые знания и способы деятельности, необходимые для адекватного дейстия в ситуациях, в которых не "срабатывают" знания и умения, полученные в школе.
     Одним из средств, позволяющих индивиду конструировать новое, не имевшееся у него ранее, знание, понимание, новые способы деятельности, является рефлексия" Образовательная рефлексия – это осмысление учащимся своей образовательной истории и построение проекта собственного образования через создание образа себя в будущем. Для этого учащемуся необходимо осознать свои возможности и образовательные перспективы, сделать осознанный заказ к обучению, т.е. составить свою индивидуальную образовательную программу. Взрослый, обеспечивающий этот процесс – "тьютор". Тьютор (позиционно) – это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося.
     Традиционно базовым процессом обучения является процесс трансляции культуры в ее знаниевой форме. Взрослый, который обеспечивает этот процесс – учитель. Учитель (позиционно) – это тот, кто учит, т.е. передает элементы культуры и работает с ними, чтобы они закрепились у школьников в виде знаний, умений и навыков. Обучение современных старшеклассников требует перехода от "знаниевого" к "компетентностному" подходу, когда педагогической целью становится "способность молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними задачи". В этом подходе учитель – это тот, кто средствами и способами своего предмета помогает старшекласснику сформировать способность успешного решения жизненных, карьерных и образовательных задач за пределам этой обучающей системы.
    Начиная с 2009 года единый государственный экзамен (ЕГЭ) становится единственной формой государственной аттестации выпускников российских школ. Залогом успешной сдачи ЕГЭ может быть только системная и добросовестная, кропотливая работа учащегося в течение всего курса школьного обучения.
     Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:
а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
    Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
     Китайская мудрость гласит: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
      При деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями.
а) восприятие информации;
б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
в) запоминание (создание образа);
г) самооценка.
    Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
    Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
    Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.
    Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
    Учебное действие – действие по созданию образа.
    Образ – слово, рисунок, схема, план.
    Оценочное действие – я умею! У меня получится! 
    Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)
    Главным звеном в повышении качества обучения, безусловно, является учитель. Чтобы подготовить ученика к сдаче ЕГЭ, учитель должен сам отлично знать предмет и уметь обучать этому предмету других. Надо учить работать с тестами. Учить «спиральному движению по тесту, учить не «зависать» на одном задании, а переходить к следующему.
    Ещё один немаловажный момент при подготовке к ЕГЭ- это отсутствие привычки непрерывной умственной работы в течение 3-4-х часов. Можно попробовать в урочное время позаниматься без перерыва 100-110 минут.
     Конечно, уже каждый учитель выработал свою систему подготовки учащихся к ЕГЭ, в каждой школе есть свой опыт такой работы. Но в основном подготовкой к экзамену занимаются во внеурочное время, используя дополнительные занятия.
     Основная работа по подготовке к ЕГЭ начинается в 10 классе. В 11 классе все тематические контрольные работы проводятся в тестовой форме, содержащие задания с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым ответом. Здесь уже учатся оформлять ответы, работая с бланками. От теста к тесту ошибок становится меньше.
    Сложнее приходится с отработкой навыка непрерывной работы. Учащимся нужно проходить тестирование неоднократно, чтобы почувствовать уверенность в своих силах. Отдельные занятия нужно посвящать решению заданий части С, знакомится с критериями каждого вида заданий, выяснять моменты, на которые необходимо обращать внимание при выполнении работы. Необходимо рассматривать и геометрические задачи, выбирая наиболее рациональное решение, систематизируя материал по теме.
     Вся наша работа направлена на создание ситуации успеха, на формирование у учеников уверенности в своих силах, на понимание того, что если постараться, то можно получить неплохой балл на экзамене.
     Мы все хотим, чтобы дома в нашей стране строились прочно, транспорт ходил по расписанию, при изготовлении лекарств точно соблюдалась технология, средства связи были надежные и т.д., и т.п. Мы хотим, чтобы в обществе были грамотные люди способные поддерживать сложную технологизированную среду обитания. Для этого мы должны прежде всего заботиться о хорошей школьной математической подготовке.
Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 1251 | Загрузок: 133 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024