Введение
Когда ребенок идет в школу, каждый
родитель задумывается над вопросом: нужно ли научить его читать и писать.
В наше время «рынок» педагогических
услуг весьма разнообразен и стихиен: появилось много авторских программ и
методических разработок по обучению грамоте, причем не всегда высокого
качества. Естественно, есть разумные и полезные для ребенка методики, а есть и
такие, которые приведут к желаемой цели (научат ребенка читать и писать), но не
будут развивать самого ребенка.
Под развитием в данной области мы
понимаем, органичное и своевременное вхождение в родной язык, осознание его закономерностей,
основ будущей грамотности при письме, умственное развитие (Д.Б.Эльконин).
В нашем детском саду обучение грамоте
проводится по программе «Развитие» Л.А.Венгера. В процессе отслеживания
успеваемости бывших выпускников мы установили, что наши воспитанники приходят в
школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно
составлять слова и предложения из букв азбуки. По данным тестов на
зрительно-моторную координацию, которую ежегодно проводят специалисты ООЦ
«Вита», наши воспитанники традиционно имеют наилучший результат в городе Гае.
Целью моей работы является:
Это определило
задачи моей концепции:
Глава
1. Теоретическое обоснование проблемы обучения грамоте детей дошкольного
возраста.
Сензитивный период развития – период в
жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования
у него определенных психологических свойств и видов поведения.
Успешное развитие речи в дошкольном
возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения
родного языка.
Д.Б.Эльконин писал, что читающий
оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания
звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели.
Отсюда вытекает необходимость
предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка до
знакомства их с буквенной символикой. Он также отмечал, что уже в раннем детстве
(до 3 лет), у ребенка возникает ориентировка на звуковую форму слова. В
дошкольном детстве она углубляется и расширяется, являясь основой, на которой и
строится усвоение языка. [19, c.238]
К.И.Чуковский в своей книге «От двух до
пяти» приводит довольно большой материал детского стихотворчества, в основе
которого, несомненно, лежит ориентировка в первую очередь на звуковую форму
слова.
Данные исследования доказывают интерес ребенка
к звуковой стороне речи уже в начале дошкольного возраста.
Почти все психологи и методисты,
занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для
овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и
произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное –
имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом
стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, т.е. умение анализировать
звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения
грамоте. [18,223]
Экспериментальные данные исследований
А.В.Детцовой [4, c.221]
показывают, что уже в средней группе детского сада дети могут не только
узнавать тот или иной звук в слове, но и самостоятельно выделять звуки, а в
старшей группе с этой задачей справляются больше половины детей.
Все приведенные материалы
свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте ребенок достигает такого
уровня усвоения языка, когда он становится предметом его сознательного изучения,
а сам дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для
обучения детей основам грамоты.
Этапы работы с
дошкольниками по обучению грамоте последовательно делятся на:
1. работу над
громким, четким, протяжным произнесением шести гласных звуков русского языка;
2. переключением
внимания детей на звуковую сторону речи;
3. выделение
отдельных согласных звуков;
4. установление
последовательности звуков в слове;
5. различие
звуков по их артикуляционным характеристикам;
6. обучение
чтению.
Обучение письму
в сочетании с предыдущими этапами проводится также последовательно:
1. пальчиковая
гимнастика:
А) имитационные
упражнения;
Б) упражнения на
воображаемые действия со словесным сопровождением.
2. графические
упражнения:
А) с игровой
мотивацией;
Б) графический
диктант со словесным сопровождением;
В) графический
диктант без словесного сопровождения.
Глава 2. Инновационная работа по программе
«Развитие» Л.А.Венгера по обучению дошкольников грамоте.
2.1. Пропедевтическая работа с младшими
дошкольниками по введению в грамоту.
В младшей группе грамота рассматривается
Л.А.Венгером как пропедевтический курс фонетики родного языка.
Первым направлением нашей работы стало
развитие возможностей детей в звуковой культуре речи: управление
артикуляционным аппаратом, совершенствование фонематического восприятия
ребенка, т.к. речь детей 3-х лет весьма несовершенна (нечеткая, неправильная,
невнятная). Сначала дети знакомились со звуками окружающего мира – вычленяли из
общего потока и распознавали металлические, деревянные, стеклянные звуки и
звуки музыкальных инструментов. Затем, поражая различным животным, они учились
правильно произносить гласные звуки (а, о, у, ы, э) и некоторые согласные
(м-мь, п-пь, б-бь, т-ть и др.), кроме шипящих и свистящих.
Вторым направлением работы с детьми
младшей группы стало развитие возможности управлять своими руками и пальцами.
Предлагались упражнения для рук и пальцев, которые были включены в целостную
мотивированную для детей деятельность, образный контекст стихов, потешек,
игровых ситуаций.
В конце обучения провели педагогическую
диагностику, которая была направлена, во-первых, на выявление умения четко и громко
произносить гласные звуки; во-вторых на выявление способности управлять своими
руками и пальцами.
Начальный этап работы по введению детей
в грамоту был реализован достаточно успешно: все дети произносили четко и
громко гласные звуки (прослеживался высокий и средний уровень, низкого не
наблюдалось), но недостаточно овладели произвольными движениями пальцев рук,
особенно, попеременными движениями
пальцев и сжиманием-разжиманием
пальцев с одновременным проговариванием
стишка (В-77, С-0, Н-23 %). Поэтому в дальнейшем, в средней группе, наша работа строилась на совершенствовании
произвольных движений пальцев рук с одновременным проговариванием действий.
Кроме того, были замечены проблемы у
детей в произношении согласных звуков. Учитывая полученные данные, работа в средней группе строилась и на коррекции
согласных звуков.
2.2.
Итоги работы по развитию фонематической стороны речи с детьми среднего
дошкольного возраста.
Основной задачей, которая решалась в
этот период, была задача овладения способом интонационного выделения звука в
слове на фоне слитного его проговаривания. Затем дети знакомились с понятием
«слово». Дети узнавали что слова звучат по-разному или похоже, подбирали к ним
слова-друзья (мишка-шишка), получали представления о слоге, свободно делили слова на слоги –
простукивали или прошагивали их. Для решения данной задачи вводилась дидактическая
игра «Телеграф».
Почти параллельно проводилась работа по
дифференциации на слух твердых и мягких согласных звуков.
Второе направление работы заключалось в
элементарной подготовке руки к письму. Задачи те же, что и для младшей группы,
но с некоторым усложнением.
Линия усложнения предполагала сначала
управление руками, потом координацию движений обеих рук, развитие гибкости и
мелкой мускулатуры кисти и пальцев.
В конце обучения нами была проведена
педагогическая диагностика, направленная:
В результате проведенной работы в
средней группы дети достаточно хорошо научились управлять своими руками и
пальцами (100%), определять первый звук в слове (В -20%, С- 80%, детей с низким
уровнем не выявлено), различать на слух некоторые твердые и мягкие согласные
звуки (В – 60%, С-40%, детей с низким уровнем не выявлено), относительно легко
делить слова на слоги (В-65%, С-35%, детей с низким уровнем не выявлено,
называть слова на заданный звук (В-58, С-42, детей с низким уровнем не
выявлено).
2.3.Овладение
основами грамоты в старшем дошкольном возрасте.
Этот период охватывает две возрастных
группы – старшую и подготовительную.
В старшей группе продолжалась работа в
двух направлениях:
1. освоение фонетической стороны речи с
целью развития у детей способности ориентироваться в звуковой действительности
языка, постепенно постигая ее закономерности;
2. подготовка руки к письму – овладение
пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.
В конце обучения нами также была
проведена диагностика. Результаты выполнения оценивались по следующим
показателям:
1. звуковой анализ пятизвукового слова
(В- 60%, С- 40%, Н-0)
2. умение различать гласные и согласные
(твердые и мягкие) звуки (В- 75%, С- 25%, Н-0);
3. умение вычленять словесное ударение,
называть ударный гласный звук (В- 70%, С- 30%, Н-0);
4. умение подбирать слова на заданный
звук (В- 80%, С- 20%, Н-0).
Детей с низким уровнем развития
ориентировки в звуковой стороне речи ни по одному показателю обнаружено не
было.
Диагностические задания на выявление
уровня развития у детей 5-ти летнего возраста зрительно-моторной координации,
восприятия, произвольной регуляции движений и оценены они были по следующим
показателям:
Таким образом, зрительно-моторная координация хорошо развита
у большинства детей. С детьми недостаточно справившимися с заданиями была
проведена коррекционная работа и уровень их зрительно-моторной координации
возрос.
В подготовительной группе завершается
работа по овладению основами грамоты. Дети этого возраста обладают
сензитивностью к знаковой системе, испытывая интерес к узнаванию новых букв и
тягу к чтению. Развитие фонетической знаковой стороне речи проводилась в
следующем направлении. Дети составляли из цветных фишек слова, подбирали по
заданным моделям различной звуковой конструкции 3-х,4-х, и 5-ти звуковые слова,
знакомились с анализом предложения, состоящего из 3-5 слов, и его графическим
моделированием.
В плане подготовки руки к письму, дети
знакомились с буквами русского алфавита, овладели механизмом позиционного
чтения, а затем – послоговым и слитным чтением, составляли слова и предложения
из букв разрезной азбуки, знакомились с некоторыми грамматическими правилами.
В овладении графическими навыками, дети
занимались обведением предмета по контуру, штриховкой предмета внутри контура,
копированием и дорисовыванием фигуры, осваивали основные элементы письменных
букв, работали в рабочей строке.
В конце обучения была также проведена
диагностика, направленная на:
1. развитие умений анализа предложения,
состоящего из 4х слов и записи его графически, умения грамотно составить
предложение из букв, умения сравнивать слова по звуковому составу и подбирать
их по заданной звуковой модели, а также на овладение чтением.
2. умение выделять заданную конфигурацию
печатной буквы среди прочих непечатных букв, умения проводить анализ ряда букв
с целью вычленения в них общего элемента, умение составлять буквы из заданных
элементов.
В результате первой части диагностики из
24 детей было выявлено 87,5% детей, которые делали правильную запись и на
вопросы воспитателя по порядку следования слов в предложении отвечали верно и
12,5% детей, которые делали в записи ошибки, но с помощью вопросов взрослого
успешно справились с заданием.
83,3% детей самостоятельно и правильно
строили предложения из букв и отвечали на все вопросы воспитателя,
устанавливали нужное соответствие картинки и условно-символической модели,
выраженной фишками заместителями.
16,7% детей составляли предложение с ошибками,
местами заменяли буквы на фишки, путали соответствие предметных картинок
звуковым моделям, но исправляли ошибки с помощью наводящих вопросов.
Овладели чтением бегло
целыми словами 71% детей. 25% детей овладели слоговым способом чтения.
4% детей (1 ребенок) так и не научились читать слоговым способом.
В результате второй части диагностики из
24 детей было выявлено 85% детей, которые самостоятельно находят и обводят
нужную конфигурацию буквы, находили общий элемент в буквах и обводили его, а
15% детей испытывали некоторые трудности, но при помощи наводящих вопросов
справились с заданием.
Половина детей смогли правильно и
самостоятельно составить буквы из заданных элементов, а половине понадобилась в
этом помощь взрослого.
Таким образом, в подготовительной группе
обнаружилась разница в развитии ориентировки в звуковой системе языка, и в
подготовке руки к письму. В среднем дети лучше овладели звуковой системой языка, чем знаковой, но в
целом с положительной динамикой по сравнению со старшей группой.
Данная разница в результатах обучения
может быть объяснена, тем, что дети не до конца освоили действия с графическим
инструментом, т.к. впервые его стали использовать для элементов письма лишь в
старшей группе.
В опыте мы описали методы и приемы
работы по введению и обучению дошкольников грамоте на каждом возрастном этапе и
проверили результативность педагогических воздействий на развитие звуковой культуры
речи и формирование произвольных движений рук и пальцев по программе «Развитие»
на четырех возрастных группах (от младшей до подготовительной).
Эффективность используемых методов и
приемов доказывается высокой результативностью обучения. О чем свидетельствуют
следующие показатели: отсутствие низкого уровня развития звуковой культуры речи
и произвольных движений рук,
положительная динамика развития фонематической стороны речи на
протяжении всего периода обучения, а также 96%-ое овладение чтением к концу
периода обучения основам грамоты в детском саду.
Понижение уровня развития произвольных
движений рук и пальцев в старшем дошкольном возрасте по сравнению со средней
группой объясняется тем, что в старшем дошкольном возрасте начинается новый
этап подготовки руки к письму, а именно: этап графических упражнений, действий
по овладению пишущим инструментом, что, безусловно, новое и сложное для детей.
Однако уже в подготовительной группе мы наблюдаем положительную динамику в
подготовке руки к письму.
Далее эти умения будут совершенствоваться в школе.
|