Мир "Гармония"Суббота, 20.04.2024, 00:19

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Как часто вы используете компьютер на уроке в начальной школе в течение года?
Всего ответов: 198

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Бикбулатова Н.С.
[ Скачать с сервера (73.5 Kb) ] 18.03.2011, 12:17

Введение

Когда ребенок идет в школу, каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли научить его читать и писать.

В наше время «рынок» педагогических услуг весьма разнообразен и стихиен: появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте, причем не всегда высокого качества. Естественно, есть разумные и полезные для ребенка методики, а есть и такие, которые приведут к желаемой цели (научат ребенка читать и писать), но не будут развивать самого ребенка.

Под развитием в данной области мы понимаем, органичное и своевременное вхождение в родной язык, осознание его закономерностей, основ будущей грамотности при письме, умственное развитие (Д.Б.Эльконин). 

В нашем детском саду обучение грамоте проводится по программе «Развитие» Л.А.Венгера. В процессе отслеживания успеваемости бывших выпускников мы установили, что наши воспитанники приходят в школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения из букв азбуки. По данным тестов на зрительно-моторную координацию, которую ежегодно проводят специалисты ООЦ «Вита», наши воспитанники традиционно имеют наилучший результат в городе Гае.

Целью моей работы является:

Это определило задачи моей концепции:

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы обучения грамоте детей дошкольного возраста.

Сензитивный период развития – период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.

Д.Б.Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели.

Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка до знакомства их с буквенной символикой. Он также отмечал, что уже в раннем детстве (до 3 лет), у ребенка возникает ориентировка на звуковую форму слова. В дошкольном детстве она углубляется и расширяется, являясь основой, на которой и строится усвоение языка. [19, c.238]

К.И.Чуковский в своей книге «От двух до пяти» приводит довольно большой материал детского стихотворчества, в основе которого, несомненно, лежит ориентировка в первую очередь на звуковую форму слова.

 Данные исследования доказывают интерес ребенка к звуковой стороне речи уже в начале дошкольного возраста.

Почти все психологи и методисты, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, т.е. умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. [18,223]

Экспериментальные данные исследований А.В.Детцовой [4, c.221] показывают, что уже в средней группе детского сада дети могут не только узнавать тот или иной звук в слове, но и самостоятельно выделять звуки, а в старшей группе с этой задачей справляются больше половины детей.

Все приведенные материалы свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня усвоения языка, когда он становится предметом его сознательного изучения, а сам дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом  для  обучения детей основам грамоты.

Этапы работы с дошкольниками по обучению грамоте последовательно делятся на:

1. работу над громким, четким, протяжным произнесением шести гласных звуков русского языка;

2. переключением внимания детей на звуковую сторону речи;

3. выделение отдельных согласных звуков;

4. установление последовательности звуков в слове;

5. различие звуков по их артикуляционным характеристикам;

6. обучение чтению.

Обучение письму в сочетании с предыдущими этапами проводится также последовательно:

1. пальчиковая гимнастика:

А) имитационные упражнения;

Б) упражнения на воображаемые действия со словесным сопровождением.

2. графические упражнения:

А) с игровой мотивацией;

Б) графический диктант со словесным сопровождением;

В) графический диктант без словесного сопровождения.

Глава 2. Инновационная работа по программе «Развитие» Л.А.Венгера по обучению дошкольников грамоте.

2.1. Пропедевтическая работа с младшими дошкольниками по введению в грамоту.

В младшей группе грамота рассматривается Л.А.Венгером как пропедевтический курс фонетики родного языка.

Первым направлением нашей работы стало развитие возможностей детей в звуковой культуре речи: управление артикуляционным аппаратом, совершенствование фонематического восприятия ребенка, т.к. речь детей 3-х лет весьма несовершенна (нечеткая, неправильная, невнятная). Сначала дети знакомились со звуками окружающего мира – вычленяли из общего потока и распознавали металлические, деревянные, стеклянные звуки и звуки музыкальных инструментов. Затем, поражая различным животным, они учились правильно произносить гласные звуки (а, о, у, ы, э) и некоторые согласные (м-мь, п-пь, б-бь, т-ть и др.), кроме шипящих и свистящих.

Вторым направлением работы с детьми младшей группы стало развитие возможности управлять своими руками и пальцами. Предлагались упражнения для рук и пальцев, которые были включены в целостную мотивированную для детей деятельность, образный контекст стихов, потешек, игровых ситуаций.

В конце обучения провели педагогическую диагностику, которая была направлена, во-первых,  на выявление умения четко и громко произносить гласные звуки; во-вторых на выявление способности управлять своими руками и пальцами.

Начальный этап работы по введению детей в грамоту был реализован достаточно успешно: все дети произносили четко и громко гласные звуки (прослеживался высокий и средний уровень, низкого не наблюдалось), но недостаточно овладели произвольными движениями пальцев рук, особенно,  попеременными движениями пальцев  и сжиманием-разжиманием пальцев  с одновременным проговариванием стишка (В-77, С-0, Н-23 %). Поэтому в дальнейшем, в средней группе,  наша работа строилась на совершенствовании произвольных движений пальцев рук с одновременным проговариванием действий.

Кроме того, были замечены проблемы у детей в произношении согласных звуков. Учитывая полученные данные, работа  в средней группе строилась и на коррекции согласных звуков.

2.2. Итоги работы по развитию фонематической стороны речи с детьми среднего дошкольного возраста.

Основной задачей, которая решалась в этот период, была задача овладения способом интонационного выделения звука в слове на фоне слитного его проговаривания. Затем дети знакомились с понятием «слово». Дети узнавали что слова звучат по-разному или похоже, подбирали к ним слова-друзья (мишка-шишка), получали представления  о слоге, свободно делили слова на слоги – простукивали или прошагивали их. Для решения данной задачи вводилась дидактическая игра «Телеграф».

Почти параллельно проводилась работа по дифференциации на слух твердых и мягких согласных звуков.

Второе направление работы заключалось в элементарной подготовке руки к письму. Задачи те же, что и для младшей группы, но с некоторым усложнением.

Линия усложнения предполагала сначала управление руками, потом координацию движений обеих рук, развитие гибкости и мелкой мускулатуры кисти и пальцев.

В конце обучения нами была проведена педагогическая диагностика, направленная:

В результате проведенной работы в средней группы дети достаточно хорошо научились управлять своими руками и пальцами (100%), определять первый звук в слове (В -20%, С- 80%, детей с низким уровнем не выявлено), различать на слух некоторые твердые и мягкие согласные звуки (В – 60%, С-40%, детей с низким уровнем не выявлено), относительно легко делить слова на слоги (В-65%, С-35%, детей с низким уровнем не выявлено, называть слова на заданный звук (В-58, С-42, детей с низким уровнем не выявлено).

2.3.Овладение основами грамоты в старшем дошкольном возрасте.

Этот период охватывает две возрастных группы – старшую и подготовительную.

В старшей группе продолжалась работа в двух направлениях:

1. освоение фонетической стороны речи с целью развития у детей способности ориентироваться в звуковой действительности языка, постепенно постигая ее закономерности;

2. подготовка руки к письму – овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

В конце обучения нами также была проведена диагностика. Результаты выполнения оценивались по следующим показателям:

1. звуковой анализ пятизвукового слова (В- 60%, С- 40%, Н-0)

2. умение различать гласные и согласные (твердые и мягкие) звуки (В- 75%, С- 25%, Н-0);

3. умение вычленять словесное ударение, называть ударный гласный звук (В- 70%, С- 30%, Н-0);

4. умение подбирать слова на заданный звук (В- 80%, С- 20%, Н-0).

Детей с низким уровнем развития ориентировки в звуковой стороне речи ни по одному показателю обнаружено не было.

Диагностические задания на выявление уровня развития у детей 5-ти летнего возраста зрительно-моторной координации, восприятия, произвольной регуляции движений и оценены они были по следующим показателям:

Таким образом,  зрительно-моторная координация хорошо развита у большинства детей. С детьми недостаточно справившимися с заданиями была проведена коррекционная работа и уровень их зрительно-моторной координации возрос.

В подготовительной группе завершается работа по овладению основами грамоты. Дети этого возраста обладают сензитивностью к знаковой системе, испытывая интерес к узнаванию новых букв и тягу к чтению. Развитие фонетической знаковой стороне речи проводилась в следующем направлении. Дети составляли из цветных фишек слова, подбирали по заданным моделям различной звуковой конструкции 3-х,4-х, и 5-ти звуковые слова, знакомились с анализом предложения, состоящего из 3-5 слов, и его графическим моделированием.

В плане подготовки руки к письму, дети знакомились с буквами русского алфавита, овладели механизмом позиционного чтения, а затем – послоговым и слитным чтением, составляли слова и предложения из букв разрезной азбуки, знакомились с некоторыми грамматическими правилами.

В овладении графическими навыками, дети занимались обведением предмета по контуру, штриховкой предмета внутри контура, копированием и дорисовыванием фигуры, осваивали основные элементы письменных букв, работали в рабочей строке.

В конце обучения была также проведена диагностика, направленная на:

1. развитие умений анализа предложения, состоящего из 4х слов и записи его графически, умения грамотно составить предложение из букв, умения сравнивать слова по звуковому составу и подбирать их по заданной звуковой модели, а также на овладение чтением.

2. умение выделять заданную конфигурацию печатной буквы среди прочих непечатных букв, умения проводить анализ ряда букв с целью вычленения в них общего элемента, умение составлять буквы из заданных элементов.

В результате первой части диагностики из 24 детей было выявлено 87,5% детей, которые делали правильную запись и на вопросы воспитателя по порядку следования слов в предложении отвечали верно и 12,5% детей, которые делали в записи ошибки, но с помощью вопросов взрослого успешно справились с заданием.

83,3% детей самостоятельно и правильно строили предложения из букв и отвечали на все вопросы воспитателя, устанавливали нужное соответствие картинки и условно-символической модели, выраженной фишками заместителями.

 16,7% детей составляли предложение с ошибками, местами заменяли буквы на фишки, путали соответствие предметных картинок звуковым моделям, но исправляли ошибки с помощью наводящих вопросов.

Овладели чтением  бегло  целыми словами 71% детей. 25% детей овладели слоговым способом чтения. 4% детей (1 ребенок) так и не научились читать слоговым способом.

В результате второй части диагностики из 24 детей было выявлено 85% детей, которые самостоятельно находят и обводят нужную конфигурацию буквы, находили общий элемент в буквах и обводили его, а 15% детей испытывали некоторые трудности, но при помощи наводящих вопросов справились с заданием.

Половина детей смогли правильно и самостоятельно составить буквы из заданных элементов, а половине понадобилась в этом помощь взрослого.

Таким образом, в подготовительной группе обнаружилась разница в развитии ориентировки в звуковой системе языка, и в подготовке руки к письму. В среднем дети лучше овладели  звуковой системой языка, чем знаковой, но в целом с положительной динамикой по сравнению со старшей группой.

Данная разница в результатах обучения может быть объяснена, тем, что дети не до конца освоили действия с графическим инструментом, т.к. впервые его стали использовать для элементов письма лишь в старшей группе.

В опыте мы описали методы и приемы работы по введению и обучению дошкольников грамоте на каждом возрастном этапе и проверили результативность педагогических воздействий на развитие звуковой культуры речи и формирование произвольных движений рук и пальцев по программе «Развитие» на четырех возрастных группах (от младшей до подготовительной).

Эффективность используемых методов и приемов доказывается высокой результативностью обучения. О чем свидетельствуют следующие показатели: отсутствие низкого уровня развития звуковой культуры речи и произвольных движений рук,  положительная динамика развития фонематической стороны речи на протяжении всего периода обучения, а также 96%-ое овладение чтением к концу периода обучения основам грамоты в детском саду.

Понижение уровня развития произвольных движений рук и пальцев в старшем дошкольном возрасте по сравнению со средней группой объясняется тем, что в старшем дошкольном возрасте начинается новый этап подготовки руки к письму, а именно: этап графических упражнений, действий по овладению пишущим инструментом, что, безусловно, новое и сложное для детей. Однако уже в подготовительной группе мы наблюдаем положительную динамику в подготовке руки к письму.

Далее эти умения будут совершенствоваться в школе.
Категория: Педчтения | Добавил: region56 | Теги: Гай, Педчтения
Просмотров: 5629 | Загрузок: 227 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 1
1 SergMub  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>змк завод</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024