Организация деятельностного подхода по развитию внимания младшего школьника во время учебного процесса. Нестеренко А.И. - Педчтения - Гай - Каталог файлов - Персональный сайт
Мир "Гармония"Пятница, 02.12.2016, 20:56

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Как часто вы используете компьютер на уроке в начальной школе в течение года?
Всего ответов: 197

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

Организация деятельностного подхода по развитию внимания младшего школьника во время учебного процесса. Нестеренко А.И.
[ Скачать с сервера (22.6Kb) ] 05.05.2015, 10:25

« Организация деятельностного подхода по развитию внимания младшего школьника во время учебного процесса»

Учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 3» г. Гая
Оренбургской области Нестеренко А. И

 

Внимательность способствует полноценному восприятию материала, позволяет отмечать главное и отбрасывать второстепенное. А также она позволяет избежать многих неприятных ситуаций на протяжении всей жизни. Внимательность способствует полноценному восприятию материала, позволяет отмечать главное и отбрасывать второстепенное. А также она позволяет избежать многих неприятных ситуаций на протяжении всей жизни.

Если непроизвольное внимание дано каждому с рождения, то над развитием произвольного нужно работать на протяжении всей жизни. У младших школьников процесс произвольного внимания развит слабо, поэтому они зачастую бывают рассеяны и отвлекаются на второстепенные предметы. Задание школы и родителей – развивать и тренировать внимание детей, ведь от этого в большой мере зависит успешность школьников. Существует 6 главных качеств внимания.

 - Объем— количество объектов, которые человек способен охватить одновременно;

 -Устойчивость – умение продолжительное время концентрировать внимание на определенном предмете.

- Скорость переключения – количество времени, которое необходимо человеку для полноценного переключения внимания с одного объекта на другой.

-Распределение – умение одновременно концентрироваться на нескольких видах деятельности.

- Избирательность – способность оставлять во внимании только необходимое, отсевая все лишнее.

 - Произвольность – умение прикладывать волевые усилия для того чтобы сосредоточиться на необходимом объекте (информации) .

Непроизвольное внимание, которое проявляется уже в младенческом возрасте, со временем развивается еще более. Этому процессу способствуют новые объекты, которые каждый день окружают ребенка, новая информация, впечатления. В дальнейшем непроизвольное внимание становится более устойчивым, сильным, а затем оно становится основой для развития произвольного внимания. Ученики 1 класса в силу своего возраста еще не могут долго заниматься однообразной работой, особенно, если она им не по душе. Они легко отвлекаются и не имеют достаточного волевого опыта, чтобы регулировать свое внимание.

В тоже время непроизвольное внимание у детей младшего звена развито практически совершенно. Они быстро реагируют на все яркое, неожиданное, сразу замечают интересные объекты, не прикладывая для этого никаких усилий. Иногда малыши упускают важные моменты учебного материала и концентрируют внимание на несущественных в данное время деталях, которые просто привлекают их внимание. Очень важно чтобы учитель начальной школы сумел правильно провести работу по организации внимания. В противном случае процесс совершенствования произвольности внимания затянется на долгое время и станет препятствием к своевременному полноценному усвоению знаний.

Огромное значения для развития внимания школьника имеет уровень его развития у других детей. А значит, внимание развивается и совершенствуется под воздействием обучения и воспитания малыша в школе, семье, обществе. Многих учителей и родителей волнует вопрос, как развивать внимание у школьника. В первую очередь стоит отметить, что внимание не является самостоятельным процессом, оно всегда взаимосвязано с другими психологическими процессами. Примером, памятью, мышлением, воображением и др. Поэтому, вместе с развитием внимания развиваются и сопутствующие процессы. Если организовать развитие правильно, со временем внимание преобразуется во внимательность, черту, которая просто необходима человеку в повседневной жизни. Внимательность вместе с памятью и мышлением позволяет выделять главное, анализировать и делать выводы.

Благодаря вниманию человек способен размышлять. Совокупность психических процессов является основой формирования собственного взгляда на мир, людей и виды деятельности. Внимательный человек всегда все знает, имеет цель и обязательно достигает ее. В то время как не внимательного человека легко можно обмануть или сбить с толку.Во время учебного процесса внимание школьника в большой мере развивается. Главное правильно подобрать методы и приемы, которые в интересной форме будут способствовать развитию. Также упражнения для внимательности можно проводить в промежутках между основными блоками подачи знаний или на классном часу.

 Самое первое, попросить рассказать, как пройти от дома ребенка к школе со всеми подробностями. Такое упражнение хорошо развивает не только внимание, но и память. Можно также предложить задание для всей группы детей, например, рассказать, как пройти от школы к какому-либо всем известному месту (музею, музыкальной школе и т. д. ) . Пускай кто-то начнет, другой дополнит, третий и остальные вспомнят все то, о чем забыли первые. Такое упражнение поспособствует внимательности ребят в дальнейшем, а наблюдательность заинтересует их как вид деятельности. Можно предложить детям задание обратить внимание на то, что они увидят по пути к школе в следующий день. На уроке или классном часу можно проверить, как малыши справились с заданием.

На уроке, в виде отдыха от учебной деятельности можно провести очень простую и многим известную игру, которая прекрасно развивает умение вовремя переключить внимание. Детям предлагают приготовить свои ладошки и хлопать, если ведущий (учитель) называет съедобный предмет. Если же слово обозначает не съедобное, от хлопка следует воздержаться. Таким способом можно провести упражнение и другой тематики, примером «Живое – не живое», «Летает – не летает» и т. д. Очень простое упражнение на внимание, которое прекрасно подойдет для детей 1-2 классов – это игра «Найди отличия». Смысл наверняка знает каждый. Детям предлагают 2 похожие картинки, между которыми они должны найти все отличия. Хорошо, если ребенок справляется с заданием в минимальное количество времени. Внимательность и память хорошо развивает игра «Цепочка». Игру можно проводить как в школе с несколькими детьми, так и в домашних условиях с родственниками. Смысл заключается в том, что кто-то говорит первое слово, второй повторяет это же слово и прибавляет свое, третий участник повторяют предыдущие два слова и добавляет свое. Таким образом поступают все участники. Главное в игре не упустить ни одного звена цепочки, то есть не забыть ни одного из названых слов. Тот, кто нарушает последовательность или пропускает слова – прекращает игру. Такое интересное занятие можно проводить в двух направлениях: - слова между собою связаны логически (корова – дает – молоко – и – ест – траву) . - слова между собою не связаны (медведь – планета – стол – шампунь) . Игра «Цепочка» очень нравится детям. Кроме внимания она развивает память и мышление.

Взрослый должен организовывать внимание ребенка следующим образом:

 

  1. при помощи словесных указаний — напоминать о необходимости выполнять заданное действие;
  1. указывать  способы действия, например: «Дети! Откройте  тетради. Возьмите  карандаш  и в верхнем левом углу — вот здесь — нарисуйте квадратик...» и т. д.;
  1. учить ребенка проговаривать, что и в какой последовательности он должен будет исполнять.

 

Постепенно внимание младшего школьника приобретает выраженный произвольный, преднамеренный характер.

Для развития внимания младших школьников подойдет еще одно упражнение. Учитель должен записать на доске несколько слов, а дети быстренько найти маленькие слова, которые зашифрованы в больших. Как вариант, можно предложить малышам придумать свои слова с букв, которые предоставлены в определенном слове.

Весьма интересное упражнение для школьников под названием «Не собьюсь». Заключается оно в том, что постоянно вместо какого-либо числа или цифры, в которой оно состоит, нужно говорить фразу «Не собьюсь». Примером, если вместо двойки, то счет идет следующим образом: 1, не собьюсь, 3,4…. . 11, не собьюсь, 2,3 и т. д. С помощью этого упражнения прекрасно развивается концентрация и распределение внимания.

«Заметить всё»

Раскладывают в ряд 7-10 предметов, которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы, которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10. Спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Поменять местами два любых предмета, снова показать все на 10 секунд. Предложить детям определить, какие предметы переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из   них

«Ищи безостановочно»

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу один ребенок начинает перечислять, другие его дополняют.

«Запоминай порядок»

5-6 человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Водящий за 30-40 секунд поворачивается в их сторону и отвернувшись, перечисляет кто за кем стоит.

"Пуговицы "

На листке из тетради в клетку по линиям клеток чертится квадрат в девять клеток, и внутри любых клеток ставятся две пуговицы. Поглядев на рисунок секунды 3, ребенок должен воспроизвести его по памяти, на такой же бумаге.

 Как разметка  квадрата, так и количество пуговиц (которые располагаются хаотично) постепенно увеличивается. Квадрат заменяем прямоугольником (контуры фигуры проходят только по линиям клеток). Игра усложняется, если использовать пуговицы разного цвета. Усложняя рисунок, нужно соответственно увеличивать количество времени на   его   рассматривание

"Маленькие обезьянки"

Каждый из стоящих в ряду (3-6 человек) принимает какую-либо позу. Один из играющих, поглядев на них секунд 40-50, копирует позу каждого, в то время как остальные стоят спокойно.

"М у х а"

Для этого упражнения требуется доска, с расчерченным на ней  игровым полем из 9-ти клеток ( 3x3), небольшая присоска или кусочек пластилина. Присоска выполняет здесь роль "дрессированной мухи". Доска ставиться вертикально, и ведущий, разъясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд ("вверх, "вниз", "вправо", "влево").  Муха перемещается на соседнюю клетку. Исходное положение  "мухи" -  центральная    клетка    игрового    поля.    Команды    подаются    всеми /частниками по очереди. Играющие должны неотступно следить за перемещением, "мухи", не допускать ее выхода за пределы игрового поля.

     После разъяснения начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, каждый участник представляет его перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что "муха" покинула поле, он дает команду "стоп" и, вернув муху на центральную клетку, начинает игру с начала.

 Упражнение «Летает – не летает»

Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет. 

Упражнение «Ладошки»

Упражнение на развитие устойчивости внимания.

     Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент, выбывают из игры.  

Упражнение «Съедобное – несъедобное»

Упражнение на развитие переключения внимания.

      Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается. 

«Сказка»

Детям вслух читается сказка. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

"Хлопки "

Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания 1 минута.

"Счет с помехой"

Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д.

"Чтение с помехой"

Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети также пишут ответы на вопросы.

"Каждой руке - свое дело "

Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.

"Буквы"

Дети вычеркивают в тексте 1 или 2 буквы и в это же время слушают пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки.

«Два дела одновременно»

Подвешивается самодельный маятник, и затем он приводится в движение. В это же время за маятником показываются картинки, одна за другой. Дети должны подсчитать число качаний маятника и пересказать содержание картинки.

"Алфавит "

      Дети располагаются в кругу. Между детьми распределяются буквы алфавита. Чем меньше участников, тем больше букв алфавита приходится на каждого. Далее ведущий диктует какую-либо фразу, а ребята как на пишущей машинке, должны "распечатать" эту фразу. Печатание нужной буквы обозначается хлопками в ладоши того участника игры, за которым данная буква закреплена.

"Запрещенные движения"

    Дети стоят в кругу. Учитель сообщает им, что они должны повторять все его движения, кроме одного. Как только его рука опускается вниз, все должны поднять руки вверх, то есть сделать наоборот.

"Письмо инопланетян"

       Детям предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

а)         АММАДАМА        РЕБЕРГЕ        АССАМАСО        ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНАССАС ДЕТАЛЛАТА;

б)       ЕНАЛССТАДЕ      ЕНАДСЛАТ      ЕТАЛЪТАРРС      УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР;

в)    РЕНАБРЕРТА   НОРА   СОТАННА   ДЕБАГУГА   КАЛЛИХАРРА ФИЛЛИТ АДЕРРА.

Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 97 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2016