Организация деятельностного подхода по развитиютворческих способностей младших школьников. Мазуренко Т.В. - Педчтения - Гай - Каталог файлов - Персональный сайт
Мир "Гармония"Суббота, 03.12.2016, 16:40

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Как часто вы используете компьютер на уроке в начальной школе в течение года?
Всего ответов: 197

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

Организация деятельностного подхода по развитиютворческих способностей младших школьников. Мазуренко Т.В.
[ Скачать с сервера (51.0Kb) ] 05.05.2015, 10:22

«Организация деятельностного подхода по развитию
творческих способностей младших школьников».
Учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 3 » г. Гая

Оренбургской области Мазуренко Т. В

Каждый ребёнок по природе –

творец, мечтатель и фантазёр.

Представить ему больше света,

радости, интереса и наполнится

мир понятий, детских слов,

 образов, живой речи!

 

Современные общественные отношения на первый план выдвигают такие требования к личности, как активность, инициатива, творческое решение проблемных задач, возникающих перед человеком. Основа этих качеств закладывается на начальном этапе обучения.

Поэтому основная задача, стоящая перед родителями и педагогами, - это добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в школу, вырастить человеком думающим, инициативным, способным на творческий подход к любому делу, за которое бы он ни взялся, имеющим активную жизненную позицию, видящим вокруг возможность для совершенствования.

Именно в младшем школьном возрасте создаются для решения на последующих этапах обучения и развития творческой личности более сложных задач.

Что же такое творчество?

Масару Ибука, японский ученый, занимающийся проблемами раннего развития считает: «Творчество в простейшем смысле – это свободный полет воображения, это обостренная интуиция, которые могут выливаться в изобретения и открытия.

На этом высшем уровне творчества интеллект, эрудиция и воображение слиты воедино».

Как видно из определения, однозначно определить понятие творчество невозможно.

В психологическом словаре дается следующее определение: «Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных благ».

Исходя из определения, можно выделить один из важнейших признаков творчества – новизну (оригинальность, нестандартность) способа деятельности или ее конечного результата. Именно в новизне главное отличие творческой деятельности от репродуктивной.

Таким образом, целью нашей деятельности является развитие творческих способностей учащихся.

Для решения этой цели определены следующие задачи:
- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
- находить нестандартные решения любых возникающих проблем.

Исходя из этого мною были рассмотрены виды творческих заданий, используемые на различных уроках, предложенные известными учеными.

Но в своей практической деятельности я использую следующие пути развития творческих способностей младших школьников:

Так, на уроках математики использую следующие виды работ (по системе Занкова, Петерсон):

1. Геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты.

2. Развитие психологических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). Игра «Внимание» или, например, такие задания:

 *Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур?).

 * Чем отличаются картинки?

 * Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры).

 *Продолжи линию.

 * Дорисуй рисунки, чтобы они были одинаковыми и т.д.

3. Решение частично-поисковых задач разного уровня.

 Здесь детям даются задания, решение которых они находят самостоятельно в парах без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания.

 Это задания на выявление закономерностей:

 *Раздели фигуры на группы.

 *Найди «лишний» рисунок.

 *Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку.

 *Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники.

 *По какому принципу объединили данные фигуры и др.

 Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений.

На уроках русского языка использую следующие виды творческих заданий: составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание; подобрать слова на определенное правило (Буквы е, ё, ю, я когда находятся в начале слова и после гласных обозначают два звука); составь устный рассказ по картинкам, по впечатлениям или наблюдениям, рассказ о герое;

 На уроках литературного чтения использую  чтение с остановками. Материалом для проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

На проектной деятельности: сочинить сказку вместе с родителями или учителем, коллективное создание книги, нарисовать иллюстрации к сказке, игра «Кого ты видишь на картинке».

Также в своей практической деятельности я использую нетрадиционные творческие задания «Через игру - к знаниям!»:

  1. «Следы  Нечистой силы!»

Всем с детства знакома строки А.С.Пушкина: «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…! Никто и никогда не видел эти следы, но можно предположить, что рядом со следами невиданных зверей были и следы нечистой силы.

Представьте и нарисуйте, как выглядят следы: Бабы - Яги, Ведьмы , Колдуна ,Кикиморы, Водяного,  Кащея  Бессмертного и  др.

  1.  «Старая сказка на  новый  лад»

Попробуйте придумать новое окончание известным народным сказкам: «Курочка Ряба», «Колобок»,  «Волк и семеро козлят».

  1. «Мы – артисты »

Всей командой мимикой и жестами изобразить, чтобы все догадались:
- приход учителя в школу;
- сообщение о предстоящей контрольной работе;
- известие о начале каникул и т.д.

  1. «Новое применение!»

Придумай 10 новых применений таким знакомым предметам, как столовая ложка, вилка, терка, кухонный нож и т.д.

  1. «Мы – художники»
    Команда должна нарисовать на доске с закрытыми глазами:
    - птичку;
    - слона;
    - кошечку:
    - собаку и т.д.
    А другая отгадать.
  2. «Друдлы»

Графические загадки-головоломки.

- Что увидели? Опишите.

друдл2.pngдрудл.gif

 

 

 

  1. «Синквейн»

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять».  Это короткая стихотворная форма. Состоит из пяти строк.  

Пишется такое стихотворение по особым правилам:
- имя существительное;
- имя прилагательное, имя прилагательное;
- глагол, глагол , глагол;
- предложение  из нескольких слов, показывающее отношение к теме;
- слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы.

  1. «Автомобиль»

Подобрать слова, которые подходят к слову автомобиль.

 «Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, все понимающего учителя. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь успех достается на основе увлеченности. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает  ученику, и учителю».

Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 160 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2016