«Организация деятельностного подхода по развитию
творческих способностей младших школьников».
Учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 3 » г. Гая
Оренбургской области Мазуренко Т. В
Каждый ребёнок по природе –
творец, мечтатель и фантазёр.
Представить ему больше света,
радости, интереса и наполнится
мир понятий, детских слов,
образов, живой речи!
Современные общественные отношения на первый план выдвигают такие требования к личности, как активность, инициатива, творческое решение проблемных задач, возникающих перед человеком. Основа этих качеств закладывается на начальном этапе обучения.
Поэтому основная задача, стоящая перед родителями и педагогами, - это добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в школу, вырастить человеком думающим, инициативным, способным на творческий подход к любому делу, за которое бы он ни взялся, имеющим активную жизненную позицию, видящим вокруг возможность для совершенствования.
Именно в младшем школьном возрасте создаются для решения на последующих этапах обучения и развития творческой личности более сложных задач.
Что же такое творчество?
Масару Ибука, японский ученый, занимающийся проблемами раннего развития считает: «Творчество в простейшем смысле – это свободный полет воображения, это обостренная интуиция, которые могут выливаться в изобретения и открытия.
На этом высшем уровне творчества интеллект, эрудиция и воображение слиты воедино».
Как видно из определения, однозначно определить понятие творчество невозможно.
В психологическом словаре дается следующее определение: «Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных благ».
Исходя из определения, можно выделить один из важнейших признаков творчества – новизну (оригинальность, нестандартность) способа деятельности или ее конечного результата. Именно в новизне главное отличие творческой деятельности от репродуктивной.
Таким образом, целью нашей деятельности является развитие творческих способностей учащихся.
Для решения этой цели определены следующие задачи:
- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
- находить нестандартные решения любых возникающих проблем.
Исходя из этого мною были рассмотрены виды творческих заданий, используемые на различных уроках, предложенные известными учеными.
Но в своей практической деятельности я использую следующие пути развития творческих способностей младших школьников:
Так, на уроках математики использую следующие виды работ (по системе Занкова, Петерсон):
1. Геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты.
2. Развитие психологических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). Игра «Внимание» или, например, такие задания:
*Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур?).
* Чем отличаются картинки?
* Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры).
*Продолжи линию.
* Дорисуй рисунки, чтобы они были одинаковыми и т.д.
3. Решение частично-поисковых задач разного уровня.
Здесь детям даются задания, решение которых они находят самостоятельно в парах без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Это задания на выявление закономерностей:
*Раздели фигуры на группы.
*Найди «лишний» рисунок.
*Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку.
*Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники.
*По какому принципу объединили данные фигуры и др.
Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений.
На уроках русского языка использую следующие виды творческих заданий: составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание; подобрать слова на определенное правило (Буквы е, ё, ю, я когда находятся в начале слова и после гласных обозначают два звука); составь устный рассказ по картинкам, по впечатлениям или наблюдениям, рассказ о герое;
На уроках литературного чтения использую чтение с остановками. Материалом для проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
На проектной деятельности: сочинить сказку вместе с родителями или учителем, коллективное создание книги, нарисовать иллюстрации к сказке, игра «Кого ты видишь на картинке».
Также в своей практической деятельности я использую нетрадиционные творческие задания «Через игру - к знаниям!»:
- «Следы Нечистой силы!»
Всем с детства знакома строки А.С.Пушкина: «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…! Никто и никогда не видел эти следы, но можно предположить, что рядом со следами невиданных зверей были и следы нечистой силы.
Представьте и нарисуйте, как выглядят следы: Бабы - Яги, Ведьмы , Колдуна ,Кикиморы, Водяного, Кащея Бессмертного и др.
- «Старая сказка на новый лад»
Попробуйте придумать новое окончание известным народным сказкам: «Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и семеро козлят».
- «Мы – артисты »
Всей командой мимикой и жестами изобразить, чтобы все догадались:
- приход учителя в школу;
- сообщение о предстоящей контрольной работе;
- известие о начале каникул и т.д.
- «Новое применение!»
Придумай 10 новых применений таким знакомым предметам, как столовая ложка, вилка, терка, кухонный нож и т.д.
- «Мы – художники»
Команда должна нарисовать на доске с закрытыми глазами:
- птичку;
- слона;
- кошечку:
- собаку и т.д.
А другая отгадать.
- «Друдлы»
Графические загадки-головоломки.
- Что увидели? Опишите.
- «Синквейн»
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять». Это короткая стихотворная форма. Состоит из пяти строк.
Пишется такое стихотворение по особым правилам:
- имя существительное;
- имя прилагательное, имя прилагательное;
- глагол, глагол , глагол;
- предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме;
- слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы.
- «Автомобиль»
Подобрать слова, которые подходят к слову автомобиль.
«Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, все понимающего учителя. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь успех достается на основе увлеченности. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает ученику, и учителю».
|