Проверка и оценка достижений младших школьников - важная составляющая процесса обучения и одна из главных задач педагогической деятельности учителя.
Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса
(содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать
современным достижениям педагогической науки, требованиям социальной ситуации и
приоритетам образования в начальной школе.
Образовательные стандарты второго поколения
ориентированы на достижение планируемых результатов образования, при этом
особое значение имеет оценка – она выступает одновременно в качестве цели,
элемента содержания и средства обучения и цели.
Налаженная система контроля и оценки помогает
школьнику стать равноправным участником процесса обучения. В такой ситуации он
готов и стремится к проверке своих знаний . чтобы выяснить , чего он достиг , а
что ему ещё предстоит преодолеть
Контрольно – оценочная деятельность обучающегося
является учебным действием, самостоятельным элементом содержания образования,
который необходимо формировать и развивать.
Включение обучающихся в контрольно – оценочную
деятельность направлено на развитие у них:
Педагогически нецелесообразно спешить с вводом
цифровой оценки – отметки, при обучении
детей в первом и втором классах . До
введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания –
звёздочки ,цветочки, полоски. Учителю нужно перестроить всю свою оценочную
деятельность: давать оценку той или иной работе ребёнка в виде аналитических
суждении, объясняющих возможные пути исправления ошибок, что создаст ситуацию
успеха в классе и поможет сформировать правильное отношение обучающихся к
контролю.
Особая роль в оценивании учебной деятельности
начинающих учеников отводится самооценке, которая также не связана с
выставлением отметок. Особенность самооценки состоит в том, что она должна
предшествовать учительской оценке.
Несовпадение этих двух мнений становится предметом обсуждения. Критерии
и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны стать
предметом договора между учителем и учениками.
При самооценке ученик по заданным критериям сам даёт
содержательную и развёрнутую характеристику своих результатов, анализирует их
достоинства и недостатки, а также ищет пути их устранения.
«Волшебные
линеечки» Г.А. Цукерман широко используются в практике педагогов и являются
безобидной и содержательной формой отметки. В своей практике при оценивании
письменных работ я использую шкалу –
линейку и оцениваю по двум критериям : «правильно» и «аккуратно». Такая оценка позволяет любому
ребёнку увидеть свои успехи; удерживает учебную функцию отметки; помогает
избежать сравнения детей между собой ( поскольку у каждого из них оценочная
шкала – линеечка только в собственной тетради).
При самооценке устных ответов я использую 3 фигурки :
довольны, не совсем довольны, недовольны ( наличие у каждого индивидуальных пакетов
с фигурками).
Принципы
обучения детей самооцениванию.
1.Если оценка взрослого предшествует детской, то ребёнок принимает её не критично. Обучение
разумному самооцениванию нужно начинать
с самооценки ребёнка.
2.Оценка не должна носить обобщающий характер, ребёнку
сразу предлагается оценивать различные аспекты своих усилий.
3.Самооценка ребёнка должна соотноситься с оценкой
взрослого лишь там, где есть объективные критерии самооценки, равно
обязательные и для учителя, и для ученика.
4.Там, где
оценивается качество, не имеющего однозначных образцов, каждый человек
имеет право на собственное мнение, и
задача учителя - знакомить детей с
мнениями друг друга, уважая любое, ничьё не оспаривая и не навязывая ни своего
мнения, ни мнения большинства.
Новой формой оценки достижений младших является «Портфолио». Это способ фиксирования,
накопления и оценки индивидуальных
достижений школьников.
Портфолио не только является современной формой
оценивания, но и помогает решать важнейшие педагогические задачи:
Наиболее оптимальной формой организации, при которой
учитель, ученик и его родители могут следить за продвижением обучающегося в
усвоении программ, я считаю, является мониторинг результатов обучения с
использованием карты индивидуального развития ученика (приложении 1)
В стандартах второго поколения предложена модель
системы оценки планируемых результатов освоения общеобразовательных программ
начального образования и её
основные компоненты. Каждый педагог на
её основе создаёт свою систему оценки.
Я работаю в 1 классе. Класс экспериментальный на
город по внедрению ФГОС. Проведены в
классе отделом образования две
диагностики: на начало года и первого полугодия.
Как отслеживалась результативность? Задания оценивались количеством баллов,
суммировались, вносились в таблицу. А для наглядности составляю диаграммы. При
оценивании письменных контрольных работ,
срезов пользуюсь условными знаками. Дети не различают знаки, а родители знают, что обозначают эти знаки.
Текущие
знания я отслеживаю при помощи « Таблицы требований».
Основной материал распределяю на коротенькие темы и если ученик
усвоил, то ставлю знак «+».
Работа очень кропотливая и требует от учителя много сил, времени и
терпения. сообразную особенностям учащихся класса, своим личным качествам, а
также особенностям организации учебно-воспитательного процесса образовательного
учреждения.
|