Мир "Гармония"Пятница, 26.04.2024, 16:08

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 202

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

Применение педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках биологии в среднем звене. Адаева Н.В.
[ Скачать с сервера (59.0 Kb) ] 10.02.2010, 08:14
Применение педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках биологии в среднем звене.
Учитель биологии МОУ «СОШ № 4» г. Гая
Оренбургской области Адаева Н.В. 
    
     В концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения сказано: «Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме».
     Необходимым условием создания личностно-ориентированной системы обучения, на мой взгляд, является деятельностный подход, то есть усвоение содержания обучения и развитие ученика должны происходить не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Таким образом, одной из центральных проблем современной школы – это формирование мотивации к учению. Резервами становления мотивации является устойчивый интерес к предмету, к способам добывания знаний.
     Я провела диагностику направленности мотивации изучения предмета биологии у учащихся в 6 и 7 классе. В результате у 48% учащихся в 6 классе наблюдалась внешняя направленность мотивации, то есть анализ учебной работы учащихся делал учитель и овладением содержанием учебного предмета служило для учащихся не целью, а средством достижения других целей (например, получение хороших оценок). В 7 классе у этих же учащихся внешняя направленность мотивации снизилась до 29%. Это говорит о том, что внутренняя мотивация повысилась, то есть учащиеся уже сами могут анализировать итоги своей учебной деятельности, а не получать знания в готовом виде. И, следовательно, растет познавательная потребность учеников и удовольствие, получаемое от процесса познания.
      Реализуя в своей работе деятельностный подход к обучению, предпочтение отдаю методам самообучения и проблемного обучения биологии. Используя методы самообучения, я стараюсь создать условия для самостоятельной работы учеников на уроках: это работа с дидактическим материалом, учебниками, справочными пособиями, раздаточным материалом.
      В среднем звене в процессе обучения я применяю образовательную технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо». В данной технологии упор делается на базовые компетенции образовательной деятельности – чтение и письмо. И в основе лежит самостоятельная работа учащихся с источниками информации. Учащиеся среднего звена еще не совсем способны находить, отбирать и анализировать информацию. Поэтому, применение данной технологии поможет создать у учащихся устойчивую мотивацию на получение новой информации, её систематизации, осмысление и выявление «белых пятен», то есть отсутствие информации по данному вопросу.
     Согласно данной технологии процесс обучения складывается из трех этапов: вызов, осмысление, размышление и рефлексия.
     1) Стадия вызова.
Первый этап работы направлен на актуализацию и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получение новой информации. На данном этапе работы необходимо вызвать интерес к теме и мотивировать школьников к активной учебной деятельности.
     Например, на данном этапе при изучении темы «Цветок – генеративный орган, его строение и значение» (биология 6 класс) можно предложить нарисовать или срисовать цветок с таблицы или муляжа цветка и подписать его основные части. Затем ответить на вопросы:
· Что вы знаете о цветке как об органе растения?
· Что бы вы хотели узнать о цветке?
       И возникает учебная проблема: Почему цветок является генеративным органом растения?
Проблемные ситуации обеспечиваю усвоение знаний, как продукта самостоятельного творческого поиска, вызывают у учащихся ярко выраженный познавательный интерес и разнообразные положительные эмоции.
     2) Стадия осмысления.
Главными задачами второго этапа являются: создание устойчивой мотивации ученика на активное получение новой информации с последующей ее систематизации. В процессе такой работы школьники учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции. Задача учителя на данном этапе заключается в том, что бы с помощью различных методических приёмов помочь ученикам отследить сам процесс познания и понимания.
     А) На данном этапе проводится практическая работа в парах с использованием учебника и муляжей цветков. В ходе работы учащиеся должны сравнить свои рисунки с рисунками учебника и выяснить правильное строение цветка и функции его основных частей. Затем сделать пометки в виде минусов там, где были допущены ошибки.
     Б) Или можно начертить таблицу из пяти колонок. В целях экономии времени их можно обозначит знаками, смысл которых написан на доске (см. приложение №1). В течение 10-15 минут учащиеся читают текст и на полях делают пометки карандашом согласно знакам. После того, как работа по чтению текста с пометками завершена, учащимся предлагается выписать отмеченную информацию в маркировочную таблицу. Данная работа позволяет проанализировать текст и перевести обширную информацию из текстовой в лаконичную в форме таблицы. Далее под руководством учителя учащиеся сравнивают результаты своей работы с текстом и со своими предположениями, сделанные на первом этапе вызова.
      В) Или на основе первоначальных знаний можно начать заполнять таблицу «Знаю. Хочу знать. Узнал.», где: З – что знают учащиеся по данному вопросу;
       Х – что хотят знать учащиеся;
      О- что в результате узнали учащиеся по завершению изучения темы.
      3) Стадия размышления и рефлексии.
Организация работы школьников на третьем этапе направлена на целостное осмысление и присвоение информации; выработку собственного отношения к изучаемому материалу; анализ всего процесса изучения материала.
     С целью обобщения полученной из текста информации можно начертить схему - паук, в которой будут систематизированы полученные знания (см. приложение №2). Или анализ таблицы.
     Авторы данной технологии (Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж.) предлагают свое определение критического мышления: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений».
      Хочу добавить, что работа с рисунками учебника является подготовкой к итоговой аттестации в 9 классе, т.к. задания на определение строения живого организма по рисункам увеличиваются каждый год в КИМах ГИА.
Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 4619 | Загрузок: 440 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 2.5/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024