Мир "Гармония"Суббота, 27.04.2024, 05:35

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 202

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

Применение системно – деятельностного подхода на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных компетенций. Ильина Ю.А
[ Скачать с сервера (26.3 Kb) ] 05.05.2015, 09:30

В основу формирования коммуникативной компетенции положен  системно - деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Большая роль отводится урокам русского языка. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком. Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного  поиска решения проблемы. С цель решения данной задачи в   своей педагогической деятельности использую: проблемный и исследовательский методы обучения, групповую форму работы и дифференцированный подход по уровню обучаемости.
       Использование проблемного метода на уроках русского языка – это организованный преподавателем способ активного взаимодействия школьника с проблемой, представленной содержанием обучения, в ходе решения которой ученик  учится мыслить и творчески усваивать знания. Путём создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческой деятельности учащихся.

        Применение исследовательского метода на уроках и во внеклассной деятельности является составной частью работы по совершенствованию общеучебных навыков в условиях модернизации школы. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведённых на его основании новых выводов.

       Увеличение « продуктивности» обучения на уроках вижу в групповой форме работы, которая даёт возможность реализовать сотрудничество в педагогике. Групповая форма – одна из форм деятельностного подхода к обучению, психологическую основу которого составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путём передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Знания приобретаются и проявляются только в деятельности.   Работа в парах, группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.

        Цель работы учителя – обучить каждого ученика. Достичь цели помогает дифференцированный подход к обучению, а решающую роль играет разграничение заданий по степени сложности, по степени самостоятельности учащихся при выполнении  упражнений. Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».
        С использованием  системно – деятельностного подхода  мною был проведён урок русского языка  в 6 классе по теме «Деепричастие. Роль деепричастий в тексте». Практические задания,  применяемые на данном уроке, не только интересны по форме и содержанию, но и направлены на развитие коммуникативных компетенций. Это помогает мне организовать работу на основе сотрудничества, воспитывать у учащихся внимание к слову, точно употреблять средства лексической выразительности в речи. На данном уроке была организована групповая работа.  Часто на уроках  мы видим, что в ходе групповой работы  проявляют инициативу мотивированные учащиеся, а инертные так и остаются без дела. Это большое недостаток организации групповой работы. Как же изменить эту ситуацию? Мною формируются  группы по уровням усвоения материала, когда каждая группа получает посильное задание. Лучше таким ребятам предлагать практические задания. 

Тема урока: « Деепричастие. Роль деепричастий в тексте»

Цель урока:   формировать у учащихся целостную систему знаний по данной теме, учебно- познавательную компетентность через содержание, методы и организационную учебную занятость.

Задачи:

-  обучающие :  проверить усвоение материала, исследовать роль деепричастий в языке;

-  развивающие:  развивать навыки анализа языковых явлений, развивать речь учащихся, мышление;

-  воспитательные : воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока:  урок обобщения знаний и систематизации.

Формы работы:  групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты:

метапредметные: формировать умение находить информацию в тексте; учить анализировать, сравнивать, обобщать на основе фактов.

предметные:  развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

личностные: формировать умение работать в группе, проявлять взаимоподдержку.

                                                    Ход урока.

1. Организационный момент. Психологический  настрой.

                     -  Улыбнитесь друг другу! Удачи вам! Новых знаний

2.      Актуализация знаний. Целеполагание.

Проводится « Терминологическая разминка» ( выборочный диктант)                                                   

                   Многоугольник,  материк, государство, знаки препинания, клетка, экватор, квадрат, морфология, луч, деление,  деепричастие, деепричастный оборот.                                                                                        

 -  Что такое термины?  Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

-   Как вы думаете, почему сегодня я предложила эти термины?   Какова тема урока?

-   Какие задачи ставим перед собой?

-   Обобщить изученное по теме, исследовать тексты мастеров слова, понаблюдать за тем, какую роль играют деепричастия в тексте.

3.   Организация  работы  в группах по дифференцированным заданиям.

      А)       Первая группа. Учащиеся, опираясь на теоретический материал параграфа,  выписывают деепричастия из предложенных предложений и делают морфологический разбор ,расставляют знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом, выделяют графически деепричастный оборот, определяют автора данных строк.

                      1.    Под  голубыми небесами

                             Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

 

                       2.  Буря мглою небо кроет,

               Вихри снежные крутя;

               То, как зверь, она завоет,

                            То заплачет, как дитя.

 

      Б)        Вторая группа. Учащиеся  проводят лингвистический анализ текста.

         Презентация  «  Творчество М.М. Пришвина»

                     Текст из произведения М.М. Пришвина « Кладовая солнца»( текст на партах)

                Тетерев Косач сел на самом в…рху, где сук  сосны и сук ели сложились, как мостик, между двумя д…ревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал ра…цветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребеш…к заг…релся огне( н, нн)ым цветком. Синяя в глубине ч…рная грудь его стала переливать  из  синего на зелёное. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев со…нце над болотными, жалкими ёлочками, он  по…прыгнул на своём высоком мостике, показав своё белое, ч…стейшее бельё подхвостья,  и крикнул: « Чуф! Ши!»

  1. Выразительно прочитайте текст
  2. Определите тему, основную мысль текста.
  3. Определите стиль текста, назовите его приметы (эпитеты, метафоры, сравнения).
  4. Слова  какой части речи помогли нам ясно представить картину?  Подсчитайте, сколько глаголов в тексте. Какую роль они играют? Подсчитайте, сколько прилагательных и причастий в тексте. Какую роль они играют?
  5. Определите тип речи.
  6. Подсчитайте, сколько в тексте деепричастий, деепричастных оборотов. Какова их роль в тексте?
  7. Вставьте  в слова пропущенные буквы.
  8. Графически выделите деепричастные обороты.

           В)      Третья группа. Учащиеся выполняют  задание  « Проба пера». Из данного текста « исчезли»  деепричастные обороты, нужно вернуть их на место, расставить знаки препинания, выделить деепричастный оборот графически.( текст на портах).

                  Стало совсем светло. Волки ушли в лесные чащобы переваривать ночную добычу, убралась с  поляны лисица.

                Сорока , чистившая на ветке ольховника чёрный острый клюв, вдруг повернула голову набок, прислушалась, присела, готовая сорваться и улететь. Тревожно хрустели сучья. Кто-то большой, сильный шёл сквозь лес. Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел наст. Сорока вскрикнула и полетела прочь.

Слова для справок:  (не) разбирая дороги; распустив хвост, похожий на оперенье стрелы; оставив на снегу кружевной, хитро запутанный след.

               -   Как вы считаете, изменился ли текст? Почему? Какова роль деепричастий в тексте?

            Г) Четвёртая группа. Учащиеся выполняют творческую работу, пишут  мини- сочинение « Зима в лесу»,« Зимний денёк», используя в своей работе деепричастия и  предложения с деепричастным оборотом.

4        Представление работы групп.

5       Домашнее задание, инструктаж по выполнению.

      Приготовить « Карточку соседу» на материале упражнений учебника. Записать 5 предложений с деепричастным оборотом, выполнить морфологический разбор деепричастий).

6      Рефлексия « Оцени себя на уроке».

       Даётся карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке. ( Было интересно, работал, понял материал, скучно, помогал другим, не понял материал, урок не понравился).

7      Итог урока.

В результате системного применения проблемного и исследовательских методов обучения, групповой  формы работы и дифференцированного подхода по уровню обучаемости    предполагается достижение следующих результатов: 

• высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции; 

• повышение интереса к русскому языку; 

• прочное усвоение знаний, повышение результативности обучения.

Список  используемой  литературы.

1.Алексеева О.В. Современный урок морфологии ( к проблеме реализации приоритетных подходов к обучению)// Русский яз. В школе. – 2010. -№ 4

2.Лизинский В.М. Современный урок: особенности, подходы, диагностика. – Центр «Педагогический поиск», 2009

3.Сухов В.П. « Системно –деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа, 2004 г.

Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 519 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024