Современная система образования
переживает период реформ, носящих принципиальный характер. Если мы привыкли к
тому, что главное в образовательной деятельности учеников - приобрести некую
сумму знаний, умений и навыков, то нам теперь придется от этого отказаться. При
том количестве информации, который обрушивается на наши головы и головы наших
детей, эта сумма всегда будет недостаточной. Время требует, чтобы школа научила
ребенка ориентироваться в информационном потоке, четко находить и отбирать в
нем необходимое количество информации и умело использовать в своей
деятельности. И задача школы – дать ученику в руки (точнее, в голову)
инструмент, который позволил бы не утонуть в океане информации, а умело и
комфортно плыть в нужном направлении. Таким инструментом являются
компетентности.
Компетентность включает:
Ключевые
компетентности
– это знания о знаниях и способах деятельности, умение приобретать умения на
основании пережитого своего и чужого опыта.
Для эффективного
формирования ключевых компетентностей необходимо помнить, что этот процесс должен быть ненасильственным и
личностно значимым. Единственный путь решения этой проблемы – индивидуализация
образовательного пространства каждого ребенка.
На мой взгляд, один из самых эффективных способов индивидуализации
образовательного пространства школьника – включение его в проектную или
исследовательскую деятельность. Давно известно, что знания, приобретенные в
процессе поиска, ценой личных усилий – самые устойчивые, а процесс поиска и
интерпретации информации как раз и является той самой средой, в которой могут
формироваться ключевые компетентности. А интегративное содержание предмета «Окружающий мир» даёт
огромное возможности для данного вида деятельности.
Главная
идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников
на результат, который получается при решении
практической или теоретической, но
обязательно личностно-значимой
проблемы. Непременным условием
проектной деятельности является
наличие заранее выработанных представлений о её конечном
результате.
В основе метода проектов лежит развитие
познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои
знания, умений ориентироваться в
информационном пространстве, развитие
критического и творческого мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на
самостоятельную деятельность учащихся –
индивидуальную, парную, групповую,
которую учащиеся выполняют
в течение определенного отрезка
времени под умелым руководством учителя.
Результаты выполненных проектов
«осязаемы»: если это теоретическая проблема – то это конкретное её решение,
если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Проектная деятельность в школе
осуществляется в двух направлениях:
Для того чтобы использование данного
метода в работе имело успех, необходимо пройти сложный путь обучения детей
данному виду деятельности.
Сначала дети
учатся:
- планировать свою
деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом;
- затем составлять
план как инструкцию уже не для себя, а для других;
- потом составлять
инструкцию как способ решения проблемы;
- и, наконец, учатся
выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: начиная с
рассмотрения проблемной ситуации и заканчивая выстраиванием последовательности
действий, решающих проблему.
При таком построении проектной деятельности
учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с
трудностями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний,
которые необходимо добывать для достижения поставленной цели.
В современном
понимании проект – это шесть «П»:
- Проблема,
- Проектирование
(планирование),
- Поиск
информации,
- Продукт,
- Презентация,
- Портфолио (т.е
папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, отчёты и
др)
Существуют разные виды классификаций
проектов. Так, по доминирующей деятельности выделяют:
-исследовательские,
-творческие,
- прикладные,
- информационные,
- приключенческие, игровые,
- телекоммуникационные.
Один из вариантов
использования мною данного метода на уроках окружающего мира был описан мной в
статье «Проектная деятельность младших школьников при изучении курса
«Окружающий мир» О.Т.Поглазовой»
Я
бы хотела остановиться на
исследовательских проектах.
Главная цель исследовательского обучения -
формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать
новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Исследовательский
метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в
систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.
Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить
уверенность в своих силах.
Конечно,
речь идет об учебных исследованиях, результатами которых часто являются
известные обществу знания. Но эта работа, как никакая другая, создает мотивацию
к обучению и творческой деятельности, формирует компетентности.
Исследовательская работа может
выполняться одним учеником или группой. Уровень трудностей и содержания должны
превышать уровень учебного материала не менее чем на один класс.
Учебное исследование младшего школьника, так же как и
исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные
элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор
материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового
продукта.
Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен
пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи
и сомнения рассеиваются практически сразу, как только начинается реальная
исследовательская работа с детьми.
Педагоги чаще всего задают себе вопрос, с чего и как
начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения.
Обучать детей младшего школьного возраста
специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске,
а также методам обработки полученных материалов, не просто и занимает
достаточно времени. Поэтому данным видом работы лучше заниматься во внеурочное
время на специальных занятиях, тем более что по стандартам 2 поколения данному
виду работы отводится 2 часа в неделю.
|