Мир "Гармония"Суббота, 25.11.2017, 08:48

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Как часто вы используете компьютер на уроке в начальной школе в течение года?
Всего ответов: 198

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках изучения курса «Окружающий мир». Куанышбаева Г.Б.
[ Скачать с сервера (97.0Kb) ] 18.03.2011, 12:29

Современная система образования переживает период реформ, носящих принципиальный характер. Если мы привыкли к тому, что главное в образовательной деятельности учеников - приобрести некую сумму знаний, умений и навыков, то нам теперь придется от этого отказаться. При том количестве информации, который обрушивается на наши головы и головы наших детей, эта сумма всегда будет недостаточной. Время требует, чтобы школа научила ребенка ориентироваться в информационном потоке, четко находить и отбирать в нем необходимое количество информации и умело использовать в своей деятельности. И задача школы – дать ученику в руки (точнее, в голову) инструмент, который позволил бы не утонуть в океане информации, а умело и комфортно плыть в нужном направлении. Таким инструментом являются компетентности.  

Компетентность включает:

Ключевые компетентности – это знания о знаниях и способах деятельности, умение приобретать умения на основании пережитого своего и чужого опыта.

Для эффективного формирования ключевых компетентностей необходимо помнить, что этот  процесс должен быть ненасильственным и личностно значимым. Единственный путь решения этой проблемы – индивидуализация образовательного пространства каждого ребенка.  На мой взгляд, один из самых эффективных способов индивидуализации образовательного пространства школьника – включение его в проектную или исследовательскую деятельность. Давно известно, что знания, приобретенные в процессе поиска, ценой личных усилий – самые устойчивые, а процесс поиска и интерпретации информации как раз и является той самой средой, в которой могут формироваться ключевые компетентности. А интегративное содержание предмета «Окружающий мир» даёт огромное возможности для данного вида деятельности.

 Главная  идея  метода  проектов  направленность  учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении  практической  или  теоретической,  но  обязательно  личностно-значимой проблемы.  Непременным  условием  проектной  деятельности  является  наличие заранее выработанных представлений о её конечном результате. 

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в  информационном  пространстве,  развитие  критического  и  творческого мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся –  индивидуальную,  парную,  групповую,  которую  учащиеся  выполняют  в течение определенного отрезка  времени под умелым руководством учителя.

Результаты выполненных проектов «осязаемы»: если это теоретическая проблема – то это конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Проектная деятельность в школе осуществляется в двух направлениях:

Для того чтобы использование данного метода в работе имело успех, необходимо пройти сложный путь обучения детей данному виду деятельности.

Сначала дети учатся:

- планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом;

- затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других;

- потом составлять инструкцию как способ решения проблемы;

- и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: начиная с рассмотрения проблемной ситуации и заканчивая выстраиванием последовательности действий, решающих проблему.

 При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с трудностями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые необходимо добывать для достижения поставленной цели.

В современном понимании проект – это шесть «П»:

- Проблема,

- Проектирование (планирование),

- Поиск информации,

- Продукт,

- Презентация,

- Портфолио (т.е папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, отчёты и др)

Существуют разные виды классификаций проектов. Так, по доминирующей деятельности выделяют: 

-исследовательские,

-творческие,

- прикладные,

- информационные,

- приключенческие, игровые,

- телекоммуникационные.

Один из вариантов использования мною данного метода на уроках окружающего мира был описан мной в статье «Проектная деятельность младших школьников при изучении курса «Окружающий мир» О.Т.Поглазовой»

 Я бы хотела остановиться на  исследовательских  проектах. 

Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Конечно, речь идет об учебных исследованиях, результатами которых часто являются известные обществу знания. Но эта работа, как никакая другая, создает мотивацию к обучению и творческой деятельности, формирует компетентности.

Исследовательская работа может выполняться одним учеником или группой. Уровень трудностей и содержания должны превышать уровень учебного материала не менее чем на один класс.

Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта.

Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются практически сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми.

Педагоги чаще всего задают себе вопрос, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения.

Обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске, а также методам обработки полученных материалов, не просто и занимает достаточно времени. Поэтому данным видом работы лучше заниматься во внеурочное время на специальных занятиях, тем более что по стандартам 2 поколения данному виду работы отводится 2 часа в неделю.
Категория: Педчтения | Добавил: region56 | Теги: Гай, Педчтения
Просмотров: 11964 | Загрузок: 566 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017