«Реализация программы воспитательной компоненты в общеобразовательном учреждении»
Воспитатель МАОУ «СОШ №7» г. Гая
Оренбургской области Рудь Людмила Ивановна,
первая квалификационная категория
Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
1 сентября 2013 года вступают в силу основные положения закона «Об образовании в Российской Федерации». Во исполнение этого закона Минобрнауки РФ разработало ряд нормативных документов, которые должны вступить в силу также с 1 сентября 2013 г. Одним из таких документов является «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях».
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается уже как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.
Согласно Программе, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения должна становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности».
Программа содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности, основывающейся на традиционных и инновационных подходах, педагогических системах и технологиях.
МАОУ «СОШ №7» как и другие общеобразовательные учреждения России испытывает потребность в преодолении разрыва между процессом обучения и воспитания в обеспечении целостности педагогического процесса. В целях укрепления и развития воспитательного потенциала в социокультурном пространстве школы и района на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования, основываясь на Программу развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, разработанную Минобрнауки России в МБОУ «СОШ №7» были приняты меры по развитию Воспитательной компоненты школы: создание программы и ее реализация.
Воспитательная система школы строится на усилиях всех участников образовательного процесса: педагогами, учащимися, родителями, социальными партнерами. В процессе их взаимодействия сформированы цели и задачи, определены пути их реализации, организована деятельность.
Цель программы: Укрепление воспитательного потенциала, формирование социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.
Задачами данной программы является:
1. Содействие формированию сознательного отношения обучающегося к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.
2. Формирование гуманистических, социально-значимых ценностей и ответственного гражданского поведения.
3. Организация воспитательного пространства через ученическое самоуправление, где учащиеся развивают свои способности и склонности.
4. Формирование личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством.
5. Формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации.
6. Формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
7. Совершенствование сотрудничества и позитивного общение школы с семьями обучающихся, с общественностью и межведомственными организациями по воспитанию и социализации; привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
8. Разработка системы мер, направленных на профессиональную подготовку всех субъектов реализации Воспитательной компоненты (включая участие педагогов, родителей, представителей органов ученического самоуправления, членов ДОО «Взрослые и Дети») посредством организации обучающих семинаров.
Приоритетной целевой группой в реализации Программы «Воспитательной компаненты» являются: обучающиеся МБОУ «СОШ №7», педагогические работники школы,работникиобразованияисоциальнойсферы,представители общественныхобъединений,государственныеимуниципальныеслужащие, родители и члены семьи, социальные партнеры.
В реализации программы определены следующие основные направления:
Гражданско-патриотическое воспитание;
Нравственное и духовное воспитание;
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
Интеллектуальное воспитание;
Здоровьесберегающее воспитание;
Социокультурное и медиакультурное воспитание;
Культуротворческое и эстетическое воспитание;
Правовое воспитание и культура безопасности;
Воспитание семейных ценностей;
Формирование коммуникативной культуры;
Экологическое воспитание.
В рамках программы проводятся мероприятия, направленные на повышение уровня компетентности родительской общественности в вопросах воспитания и взаимодействия со школой в организации и проведении воспитательной деятельности (например, в рамках родительских комитетов и советов родительской общественности, управляющих советов), мероприятия информационно-просветительской направленности, нацеленные на привлечение внимания к вопросам воспитательной деятельности среди учащихся.
Программой определены деятельностные компоненты воспитательной системы школы, основные направления в развитии воспитательной компоненты, функция управления воспитательным процессом.
Организация оптимального взаимодействия воспитательных сил образовательного учреждения и социума, использование принципа суверенизации личности в органической связи с нравственным воспитанием, принципа гумманизации, ориентированного на интенсификацию интеллектуального развития школьников.
Благодаря внедрению воспитательной компоненты в школе снизились показатели правонарушений среди учащихся; учащиеся стали проявлять культуру в общении. Повысился уровень участия родителей в организации досуговой деятельности детей; Повысилась активность вовлечения родительского сообщества в воспитательный процесс школы, в работу управляющего совета школы. Ребята активно учувствуют в мероприятиях духовно-нравственного, экологического воспитания, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Организовывают такие акции «Мы против наркотиков»; День улыбки» «Твори добро» Поможем птицам перезимовать; конкурсы «Чтецов»; «Самый лучший парень». Увеличилось число обучающихся, включенных в деятельность детских и молодежных общественных объединений. Учащиеся активно стараются заниматься физической культурой спортом, ведут здоровый образ жизни.
Анализируя разработку воспитательной компоненты в школе, я пришла к выводу, что условием для формирования ответственности за последствия своих действий и поведения; сохраняет преемственность в воспитании, заключающуюся в непрерывности процесса воспитания. Именно это демонстрирует цепочка действий в плане воспитательной компоненты.
|