В соответствии
ст. 32 Закона «Об образовании» образовательное учреждение разрабатывает и
утверждает образовательные программы, учебные планы и рабочие программы учебных
курсов.
Рабочая учебная программа – документ
образовательного учреждения, разработанный на основе примерной учебной
программы или авторской программы
посредством внесения изменений и дополнений в содержание учебного предмета,
последовательность изучения тем, количество часов, использование
организационных форм обучения и т.п. Рабочая программа учителя должна давать
представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются
федеральный государственный образовательный стандарт при изучении конкретного предмета.
Рабочая программа составляется
учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как
правило, на учебный год или ступень обучения. Рабочая программа по предмету
должна коррелироваться с программой по формированию и развитию универсальных
учебных действий.
Рабочие программы представляются на
утверждение руководителю образовательного учреждения в начале учебного года.
Руководитель вправе провести экспертизу рабочих программ непосредственно в
образовательном учреждении или с привлечением внешних экспертов на соответствие
требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Рабочие
программы утверждаются приказом руководителя образовательного учреждения. При
несоответствии рабочей программы установленным требованиям, руководитель
накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.
Для разработки учебных программ разработан
пошаговый алгоритм:
Необходимо:
1) Изучить следующие документы
- Примерные программы
по учебным предметам начального общего образования;
- Планируемые результаты НОО;
- Авторские программа по УМК
- Программу
формирования УУД вашего ОУ
- Оценка
достижения планируемых результатов вашего ОУ
2) Познакомится со структурой Рабочей
Программы
Структура
рабочей программы учителя может быть следующей:
Титульный
лист должен содержать:
Пояснительная записка
Могут быть даны пояснения к каждому из
разделов программы и краткие методические указания по изложению теоретического
материала, а также пояснения, обусловленные требованиями реализации
регионального компонента
3) Написать пояснительную записку
В тексте
пояснительной записки следует указать:
4) Основное содержание.
Данный раздел –
основная часть программы. При его разработке следует опираться на обязательный
минимум содержания образовательных программ ГОС. Все дидактические единицы
примерных программ должны быть отражены и конкретизированы в содержании
учебного материала.
5) Учебно-тематический план, в котором
раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, показывается
распределение учебных часов по разделам и темам из расчета максимальной учебной
нагрузки.
6) Требования к уровню подготовки учащихся, в которых
отражаются: перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем,
которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.
Требования должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном
компоненте государственного стандарта общего образования.
7) Составить Календарно-тематическое
планирование
В
календарно-тематическом плане должны быть отражены темы курса и отдельных
уроков, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение. План
может быть представлен в виде таблицы.
Содержание курса
|
Тематическое планирование
|
Характеристика деятельности учащихся
|
Признаки, расположение и счёт предметов (10 ч)
|
Признаки
предметов. Их расположение на
плоскости (изображение предмета) и в пространстве (окружающие предметы): выше
|
Признаки
предметов (цвет, форма, размер, количество). Изменение признаков предметов.
Общий признак совокупности предметов. Признаки сходства и различия предметов
(цвет, форма,
|
Выделять признаки сходства и различия
при сравнении двух объектов (предметов).
Находить информацию для ответа на
поставленный вопрос в рисунках, в
таблицах
Выявлять правило, по которому изменяются
предметы в ряду или составлена таблица.
|
5) Рассмотреть на методическом совете
школы
6) Утвердить на педагогическом совете
школы
Приложение
1
Пояснительная
записка к рабочей учебной программе
Рабочая программа учебного предмета
«__________________________» составлена в соответствии с требованиями
федерального компонента государственного стандарта общего образования и
примерной программы по ________________ и на основе программы, разработанной __(кем)__________.
Специфика начального курса «_____» в
том, что…
Учебный предмет изучается в _________
классе, рассчитан на ____ часов, в том числе на практические и лабораторные
работы - ______ часов.
Курс направлен на….
Данный учебный предмет имеет своей целью:
Изучение предмета
«________________________________________» способствует решению следующих задач:
1)
2)
3)
4)
Методические подходы….
Принципы обучения…
Результаты изучения учебного предмета
…(личностные, метапредметные, предметные)
Данная программа содержит все темы,
включенные в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным
компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен
следующими темами (вопросами)…
Содержание программы носит
_______________ характер. При проведении уроков используются (беседы,
интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные
игры, деловые игры, …).
Описываются методические особенности
тем.
Материально-техническое обеспечение
программы
Итоговый контроль проводится в форме
__________________.
Материалы контроля представлены в приложении.
Требования
к уровню подготовки
В
результате изучения данного предмета в ________ классе учащийся должен: (в
перечне указываются не только предметные знания и умения, но и универсальные
умения и способы деятельности):
-
-
-
-
Критерии и
нормы оценки знаний обучающихся
Таким образом, программы обеспечивают
определение тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются
метапредметными; выделяют не только содержание, но и виды учебной деятельности,
а также способы организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной,
творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности
школьников.
В
успешной разработке и реализации ООП
представляется целесообразным
создание в школе инициативно- творческих групп. Каждая микрогруппа,
разрабатывающая конкретную тему, готовит свою схему ресурсного обеспечения.
В состав инициативно-творческой группы
могут быть включены: директор, зам директора, ведущие учителя начальных
классов, представители родительского комитета или попечительского совета.
Члены группы должны
владеть полной информацией о концепции, содержании и условиях реализации
и порядке внедрения ФГОС. Они должны быть обеспечены инструктивно-
методическими материалами и рекомендациями по ФГОС.
|