Как много сейчас проектов: «Две звезды» «Достояние
Республики» «Лёд и пламя»…Но цель одна - открыть новое, необычное, а если
говорить о человеке, то раскрыть порой ему самому неизвестные стороны его личности. Для чего? Жизнь- это
постоянное движение. На что ты способен, не знает никто. Даже сам человек.
Слово ПРОЕКТ в переводе с латинского означает
БРОШЕННЫЙ ВПЕРЁД. Возвращаясь к названию проекта, стоит вспомнить значение
слова БЫТ. Это - повседневная жизнь. Как
часто мы слышим от родителей: «Да знает он (она) правило! Рассказывает – от
зубов отскакивает! А за диктант – двойки да тройки…»
Учёный Колмогоров говорил: « Ребёнку надо показать
красоту русского слова, а правила придут потом, сами…» Необходимо развить
интерес! Например, как экономно украсить дом В…ЛЮТОЙ? Оказывается, не банкнотами ВАЛЮТЫ, а ВОЛЮТОЙ –
архитектурным орнаментом, скульптурным украшением в виде завитка, спирали. Вот
русский язык помог разнообразить Ваш быт! Вот такие загадки написания слов мы
разгадываем на проекте « Русский язык и литература в быту».
Изучая 3 рода литературы и их жанры, мы говорим, что к
эпическому роду относятся (по возрастающей объёма произведения): новелла, сказ,
рассказ, роман. Открытием стал ответ на вопрос из занимательной грамматики о
жанре эпического произведения, состоящего из одного предложения … Оказалось,
что это пословица. А теперь реклама. Помните, в своё время одна из них была с
применением пословицы ГОЛОД НЕ ТЁТКА и продолжения ГОЛОД – ДЯДЬКА? И некоторые
до сих пор так и думают, что именно так звучит эта пословица. Это только для
рекламы, а в истории народа: ГОЛОД НЕ ТЁТКА: ПИРОЖКА НЕ ПОДАСТ!
А не разгадать ли нам начало и конец пословиц? Двое
одного ждут – семеро одного не ждут. Семь бед – один ответ: восьмая беда –
совсем никуда. Один в поле не воин, а путник. Меньшинство может быть право –
большинство всегда ошибается. Чем не эпиграф к образу Чацкого? Большинство объявило
его сумасшедшим за то, что не так мыслил как все, не подличал, не
низкопоклонничал, не сплетничал. И опять пословица, уместная в данной ситуации
да ещё подкреплённая строчками из стихотворения А. Яшина «Дуб», поможет
доказать, что Чацкий – воин в поле, даже и один.
Как часто мы, взрослые, думаем, нет, мы уверены, что
именно то, что предлагаем детям, им необходимо. Поэтому ребятам было предложено
написать, чему они научились на данном проекте.
Вот некоторые ответы:
-
стал грамотнее писать, т.к. узнал историю
происхождения слова;
-
научился выходить из трудной ситуации,
используя слово, а не кулак (из ответов мальчиков); стала меньше ссориться с
подружкой. Научилась просить прощение (из ответов девочек);
-
стал замечательным, т.е. многое замечать;
-
в характере появилась настойчивость,
целеустремлённость;
-
я стала « мечтой поэта», а это значит -
любознательной. А мечтой поэта, конечно же, Александра Сергеевича Пушкина,
который очень сетовал над тем, что русский народ очень нелюбознателен.
А император Пётр 1 расстраивался, что русские люди не умеют общаться.
Знание языка, литературы – одно из условий формирования умения общаться.
Итак, примеры из практики позволили увидеть цели данного проекта:
-
образовательную: использование этимологии
слова как основы грамотного письма;
-
развивающую: развитие логики, образного
мышления;
-
воспитательную: овладение правилами культуры
речи как средства воспитания личности; раскрытие новых возможностей учащихся;
психологическую: формирование
понимания роли слова как средства разрядки ситуации, позитивного общения (
см.приложение 1).
ИМИТАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ
« ОПЯТЬ ДВОЙКА»
Понедельник- день тяжёлый. Вечер. Семья
собирается за ужином. Я получил двойку. Пока никто не знает. «Узнают- попадёт!-
думаю я.- А не разыграть ли сценку, как сегодня на проекте. Заодно проверю,
поможет ли избежать наказания? А завтра обязательно исправлю эту двойку!»
- О! У нас сегодня тЕфтели! (Здесь и в
последующих случаях выделение прописной буквы означает ударный звук-примечание
автора)
- Что это ты так говоришь - тЕфтели?..
Всю жизнь говорю тефтЕли, - удивилась мама.
-А подлива, мам, какая вкусная, -не
унимаюсь я.
-Да у меня всегда подлив получается
удачно…- недоумевает мама.
-Я теперь, пап, буду в ветреную погоду
с шАрфом на шее ходить… А ты, Лёлька,
бАнты по утрам завязывать.
-С чего бы это?!- в один голос спросили
родители, а бабушка с дедушкой только рты открыли…
А я уже как из пулемёта:
-Дрэскод ввели в нашем классе - на
одежду и на причёску.
-Как-то ты сегодня говоришь мудрёно,-
вымолвил наконец-то дед, подмигивая бабушке.
-Фе-нО-мен,- по слогам сказала бабушка,
видно, вспомнила, как я вчера зубрил слова…
-Не-е-е, я пока ещё феномЕн!
-За что ребёнку двойки ставят?!- в один
голос сказали домашние…
Понемногу все успокаивались, говорили о
планах на завтра. Да я ещё напомнил, чтобы бабушка сходила на ренТген, а
дедушка - на флюорогрАфию, поинтересовался, как папин запломбирОванный зуб,
сшили ли маме декольтирОванное платье. Напомнил сестрёнке, чтобы она не забыла
о запрете на гофрирОванные пряди!
Сработало! Не вспомнили об отметках!..
Кажется, повторил все слова для словарного диктанта по орфоэпии…
Вторник- день удачный. Вечер. Семья
собирается за ужином. Домашние переглядываются. И не зря! Начинаю:
-Я думал, стол сегодня будет заставлен
тОртами!
-С чего бы это?- в один голос спросили
дедушка с бабушкой, а родители только рты открыли...
Где-то я уже такое слышал и видел... Но
что- то было не так. Ах да!.. В один голос спросили родители, а бабушка с
дедушкой только рты открыли… Неважно!
-Вот сегодня на словарном диктанте я
показал фенОмен своей памяти. Меня похвалили, что во всех словах с фОрзаца
учебника я поставил ударение правильно.
Получил пятёрку! Учитель сказал, что у меня началсЯ период а-дОп-та-ци-и, по
слогам произнёс я и повторил, а-дОп-та-ци-и к русскому языку.
-Подожди,- сказал папа, -в слове
а-дАп-та-ци-я после Д пишется А…
Сработало! Есть о чём поговорить за столом, кроме двоек…Пётр 1 был бы
рад моему умению вести беседу…
|