Мир "Гармония"Пятница, 26.04.2024, 03:26

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Как часто вы используете компьютер на уроке в начальной школе в течение года?
Всего ответов: 198

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

Русский язык и литература в быту. Фаворова Л.Е.
[ Скачать с сервера (61.5 Kb) ] 17.02.2011, 13:11

Как много сейчас проектов: «Две звезды» «Достояние Республики» «Лёд и пламя»…Но цель одна - открыть новое, необычное, а если говорить о человеке, то раскрыть порой ему самому неизвестные  стороны его личности. Для чего? Жизнь- это постоянное движение. На что ты способен, не знает никто. Даже сам человек.

Слово ПРОЕКТ в переводе с латинского означает БРОШЕННЫЙ ВПЕРЁД. Возвращаясь к названию проекта, стоит вспомнить значение слова БЫТ. Это -  повседневная жизнь. Как часто мы слышим от родителей: «Да знает он (она) правило! Рассказывает – от зубов отскакивает! А за диктант – двойки да тройки…»

Учёный Колмогоров говорил: « Ребёнку надо показать красоту русского слова, а правила придут потом, сами…» Необходимо развить интерес! Например, как экономно украсить дом В…ЛЮТОЙ? Оказывается,  не банкнотами ВАЛЮТЫ, а ВОЛЮТОЙ – архитектурным орнаментом, скульптурным украшением в виде завитка, спирали. Вот русский язык помог разнообразить Ваш быт! Вот такие загадки написания слов мы разгадываем на проекте « Русский язык и литература в быту».

Изучая 3 рода литературы и их жанры, мы говорим, что к эпическому роду относятся (по возрастающей объёма произведения): новелла, сказ, рассказ, роман. Открытием стал ответ на вопрос из занимательной грамматики о жанре эпического произведения, состоящего из одного предложения … Оказалось, что это пословица. А теперь реклама. Помните, в своё время одна из них была с применением пословицы ГОЛОД НЕ ТЁТКА и продолжения ГОЛОД – ДЯДЬКА? И некоторые до сих пор так и думают, что именно так звучит эта пословица. Это только для рекламы, а в истории народа: ГОЛОД НЕ ТЁТКА: ПИРОЖКА НЕ ПОДАСТ!

А не разгадать ли нам начало и конец пословиц? Двое одного ждут – семеро одного не ждут. Семь бед – один ответ: восьмая беда – совсем никуда. Один в поле не воин, а путник. Меньшинство может быть право – большинство всегда ошибается. Чем не эпиграф к образу Чацкого? Большинство объявило его сумасшедшим за то, что не так мыслил как все, не подличал, не низкопоклонничал, не сплетничал. И опять пословица, уместная в данной ситуации да ещё подкреплённая строчками из стихотворения А. Яшина «Дуб», поможет доказать, что Чацкий – воин в поле, даже и один.

Как часто мы, взрослые, думаем, нет, мы уверены, что именно то, что предлагаем детям, им необходимо. Поэтому ребятам было предложено написать, чему они научились на данном проекте.

Вот некоторые ответы:

-         стал грамотнее писать, т.к. узнал историю происхождения слова;

-         научился выходить из трудной ситуации, используя слово, а не кулак (из ответов мальчиков); стала меньше ссориться с подружкой. Научилась просить прощение (из ответов девочек);

-         стал замечательным, т.е. многое замечать;

-         в характере появилась настойчивость, целеустремлённость;

-         я стала « мечтой поэта», а это значит - любознательной. А мечтой поэта, конечно же, Александра Сергеевича Пушкина, который очень сетовал над тем, что русский народ очень нелюбознателен.

А император Пётр 1 расстраивался, что русские люди не умеют общаться. Знание языка, литературы – одно из условий формирования умения общаться.

Итак, примеры из практики позволили увидеть  цели данного проекта:

-         образовательную: использование этимологии слова как основы грамотного письма;

-         развивающую: развитие логики, образного мышления;

-         воспитательную: овладение правилами культуры речи как средства воспитания личности; раскрытие новых возможностей учащихся;

 психологическую: формирование понимания роли слова как средства разрядки ситуации, позитивного общения ( см.приложение 1).

ИМИТАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ

« ОПЯТЬ ДВОЙКА»

Понедельник- день тяжёлый. Вечер. Семья собирается за ужином. Я получил двойку. Пока никто не знает. «Узнают- попадёт!- думаю я.- А не разыграть ли сценку, как сегодня на проекте. Заодно проверю, поможет ли избежать наказания? А завтра обязательно исправлю эту двойку!»

- О! У нас сегодня тЕфтели! (Здесь и в последующих случаях выделение прописной буквы означает ударный звук-примечание автора)

- Что это ты так говоришь - тЕфтели?.. Всю жизнь говорю тефтЕли, - удивилась мама.

-А подлива, мам, какая вкусная, -не унимаюсь я.

-Да у меня всегда подлив получается удачно…- недоумевает мама.

-Я теперь, пап, буду в ветреную погоду с шАрфом  на шее ходить… А ты, Лёлька, бАнты по утрам завязывать.

-С чего бы это?!- в один голос спросили родители, а бабушка с дедушкой только рты открыли…

А я уже как из пулемёта:

-Дрэскод ввели в нашем классе - на одежду и на  причёску.

-Как-то ты сегодня говоришь мудрёно,- вымолвил наконец-то дед, подмигивая бабушке.

-Фе-нО-мен,- по слогам сказала бабушка, видно, вспомнила, как я вчера зубрил слова…

-Не-е-е, я пока ещё феномЕн!

-За что ребёнку двойки ставят?!- в один голос сказали домашние…

Понемногу все успокаивались, говорили о планах на завтра. Да я ещё напомнил, чтобы бабушка сходила на ренТген, а дедушка - на флюорогрАфию, поинтересовался, как папин запломбирОванный зуб, сшили ли маме декольтирОванное платье. Напомнил сестрёнке, чтобы она не забыла о запрете на гофрирОванные пряди!

Сработало! Не вспомнили об отметках!.. Кажется, повторил все слова для словарного диктанта по орфоэпии…

Вторник- день удачный. Вечер. Семья собирается за ужином. Домашние переглядываются. И не зря! Начинаю:

-Я думал, стол сегодня будет заставлен тОртами!

-С чего бы это?- в один голос спросили дедушка с бабушкой, а родители только рты открыли...

Где-то я уже такое слышал и видел... Но что- то было не так. Ах да!.. В один голос спросили родители, а бабушка с дедушкой только рты открыли… Неважно!

-Вот сегодня на словарном диктанте я показал фенОмен своей памяти. Меня похвалили, что во всех словах с фОрзаца учебника я поставил  ударение правильно. Получил пятёрку! Учитель сказал, что у меня началсЯ период а-дОп-та-ци-и, по слогам произнёс я и повторил, а-дОп-та-ци-и к русскому языку.

-Подожди,- сказал папа, -в слове а-дАп-та-ци-я после Д пишется А…

Сработало! Есть о чём поговорить за столом, кроме двоек…Пётр 1 был бы рад моему умению вести беседу…

Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 707 | Загрузок: 90 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024