Мир "Гармония"Пятница, 26.04.2024, 18:09

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Как часто вы используете компьютер на уроке в начальной школе в течение года?
Всего ответов: 198

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

Система работы с высокомотивированными учащимися по географии. Цымбалюк А.А.
[ Скачать с сервера (78.5 Kb) ] 05.05.2015, 14:24

Система  работы  с  высокомотивированными  учащимися по географии

Цымбалюк  Александра Анатольевна,
учитель географии
высшей  квалификационной категории
МБОУ  «СОШ № 6»
г. Гая Оренбургской области

Мотивируя свою деятельность на реализацию целей и задач работы с одаренными детьми, я убедилась, что она не может быть эпизодической и  должна складываться  в непрерывный процесс поэтапного развития личности.  Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и самореализации личности.

Мой личный опыт работы с высокомотивированными и одарёнными детьми очерчивается кругом хорошо известных мероприятий: это подготовка к предметной олимпиаде и научно-практическим конференциям, вовлечение в конкурсную систему оценки знаний по географии, внеклассная работа по предмету.

Своеобразной формой развития, формирования  оценки творческой одарённости учащихся являются олимпиады по географии.

Школьная олимпиада призвана выявить тех, кто проявляет интерес к изучению географии, с которыми будет проводиться работа и дальнейший отбор для участия в последующих этапах Всероссийской  олимпиады. На  муниципальном,  региональном и заключительном этапах олимпиады предлагаются задания направленные на проверку степени информированности учащихся по географии, уровень их интеллектуального развития, самостоятельного комбинирования знаний и известных способов деятельности в изменённой и принципиально новой ситуации. 

Заключительный этап олимпиады важен и значим для участников,  так как даёт возможности для льготного поступления в ВУЗ. Так,  например,  Томин  Сергей  и Сомов  Эдуард,  являвшиеся  неоднократными  победителями  Заключительного  этапа  Всероссийской  Олимпиады  школьников  по  географии в свое время получили возможность льготного  зачисления  на  географический  факультет  МГУ,  Екатерина  Василенко  в 2014 году    также  стала студенткой   МГИМО  на  основе  Диплома  Призера   Заключительного  этапа  Всероссийской  Олимпиады  школьников  по  географии.

Программа подготовки к олимпиаде строится с учётом индивидуальных особенностей  школьника, а также  включает  проработку олимпиадных заданий предыдущих лет. Здесь кроме совместной деятельности ученика и учителя большое значение имеет самостоятельная работа ученика. Знания, приобретённые самостоятельно при надлежащей мотивации являются наиболее прочными. Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся – высшая форма самостоятельной деятельности, которая создаёт  условия для успешного участия в олимпиадах.

На  основе  многочисленных  проработанных источников,    и личного  опыта предлагаю  универсальные  рекомендации  по  системе  работы  с  одаренными  детьми  при  подготовке  к  предметной олимпиаде.   

Критерии,  по  которым  можно   выявить потенциального  олимпиадника:

  • активность интеллектуальной  деятельности;
  • наличие  конкретных  знаний  и умений  в  различных  предметных  областях  и  общеучебных  умений  и навыков;
  • систематическое  самообразование;
  • креативность мышления и   умение  применять  стереотипные  алгоритмы  в  новых  условиях;
  • темпераментные  особенности  характера школьника;
  • активность, организованность и саморегуляция  в  деятельности;
  • высокая   самостоятельность и мотивация  в  деятельности;
  • амбициозность  планов;
  • неравнодушные  и  заинтересованные  родители,  семья.

Образовательные  стратегии  при  работе  с  олимпиадниками:

  • индивидуализация;
  • ускорение;
  • углубление;
  • проблематизация;
  • исследование;
  • интенсификация.

Составляющие  работы  по  подготовке  к  олимпиаде:

  • базовая школьная подготовка по предмету;
  • подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективные курсы, заседания Научного общества);
  • самоподготовка  (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете);
  • целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе  олимпиады под руководством наставника - учителя.

Подготовка школьников к олимпиадам.  Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого,  вся работа быстро затухает.    Подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года:

  • индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим способам их решения;
  • использование диагностического инструментария (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы);
  • внимание развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность.

Алгоритм  подготовки  к  олимпиаде.

 

План действий

 

Пути реализации

 

  1. Выявление  наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников
  • наблюдения в ходе уроков;
  • организация исследовательской, внеурочной  работы и  проведение других внеклассных мероприятий по предмету;
  •  оценка способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам;
  • выход  на  родителей, их  мотивация,  создание «домашней»  лаборатории   
  1. Создание  разновозрастной команды школьников – будущих олимпиадников
  • для организации  взаимообучения,  передачи опыта участия в олимпиадах, психологической подготовки новых участников;
  • работать по принципу «солёного огурца» (В.Ф.Шаталова) т.е. создание  насыщенной  информационной  среды  для  обучения.
  1. Планирование работы
  • построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника:  свободное посещение и продолжительность занятий, выбор типа заданий, разделов для изучения, используемых пособий);
  • наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы, хорошо в начале  организовать  разминку,  викторину,  экспресс-соревнование  на  знание  какого – либо  вопроса;
  • основной формой работы на занятиях группы является индивидуальная и парная  формы.
  1. Расширение кругозора
  • чтение  книг, журналов,  пособий;
  • работа в Интернете;
  • отслеживание  новостных и информационных  программ в СМИ;
  • участие в  дистанционных  олимпиадах.
  1. Решение олимпиадных задач
  • Заинтересованный учитель обязан создать библиотеку  олимпиадных задач,  в которой задания систематизированы в папках  по  классам, по типам, по сложности и пр.;
  • изучать банк  задач, интерактивные  тесты, учебные курсы,  олимпиадные  новости  на  сайтах:  http://rosolimp.ru    и    http://olimpiad.rgo.ru;
  • работать  с  картами в  различных  атласах.

 

Слагаемые  успешной  подготовки  школьников к  олимпиаде по географии.

  1. Географическая  эрудиция  (20-30% итогового  результата).
  • знание  географической  номенклатуры (физической  и политической  карты  мира  и  России,  регионов, стран);
  • знание основных  параметров  географических  объектов (абсолютные  высоты,  глубины,  длины,  соленость,  температура и т.д.);
  • знание составы флоры и фауны материков и стран мира;
  • знание основных  статистических  данных  о  населении мира и  России,  валовом  сборе  с/х  культур,  объемов  промышленного  производства,  объемах  добычи  ресурсов  и т.д.
  • знание  названий и районов  распространения  этносов, народов,  религий  мира  и России;
  • знание  местоположения  памятников  природы,  истории и культуры (список  Всемирного  наследия ЮНЕСКО).
  1. Теоретическая  подготовка  (40% итогового  результата).
  • знание  основных  географических  закономерностей: основы  общего  землеведения, геология и геоморфология,  климатология и метеорология,  география  населения  и хозяйства.
  • умение объяснять географические  явления;
  • умение  моделировать географические  процессы;
  • умение применять  географические  знания  на  практике.
  1. Полевые  навыки (40%  итогового  результата).
  • ориентирование  на  местности;
  • умение вести маршрутные  наблюдения;
  • умение фиксировать результаты  наблюдений;
  • умение картировать территорию  по   маршруту (строить  карты с  использованием  имеющихся  картографических  основ);
  • умение  анализировать отмеченные  на  маршруте  изменения  в  характере  местности;
  • умение  интерпретировать  результаты  маршрутных  наблюдений  и их  анализа  (составлять  логические  схемы,  строить  графики);
  • умение  прогнозировать   пространственно- временную  динамику  объектов,  явлений  и пр. по  результатам  маршрутных  наблюдений.

И еще…  Олимпиада  - это  приятное  приключение,  но  чтобы  оно  оказалось    и  плодотворным,  следует   помнить  о том,  что  география -  интегральный предмет,  который  требует  времени  не  только для  заучивания,  но  и для  осмысления  и понимания.  Поэтому  необходимо  каждый  день уделять  время  для  подготовки  к  олимпиаде.

Ниже  приведены  несколько  «проверенных»  советов от  опытных  олимпиадников,   которые помогут  будущим участникам  лучше  подготовиться  к  серьезному испытанию.

  • Совет 1. Выберите  собственные  средства:  хороший  атлас,  сборник  контурных  карт,  географический  словарь и пр.
  • Совет 2. Изучайте  язык  карт и географическую номенклатуру.
  • Совет 3. Сопоставляйте  информацию,  сравнивайте факты,  интерпретируйте. 
  • Совет 4. Станьте  наблюдательными, осведомленными в  современных  событиях, будьте  в  курсе  новостей,  интересуйтесь всем,  что  видите  вокруг,  ведь  география  повсюду!
  • Совет  5. Читайте,  читайте,  читайте. 

Источники:

  1. Как  подготовиться к  олимпиаде  по  географии / Стивен  Ф. Кунха,  А. С.  Наумов; пер. с  англ. В. А. Алексеевой.- М.: АСТ: Астрель, 2008. – 223, (1) с.
  2. Оптимизация знаний и умений высокомотивированных и одарённых учащихся с помощью современных методов обучения географии / Романкевич  А.П. – ГУО «СОШ № 21» г.  Минска им. Н.Ф.  Гастелло,  2009.
  3. Материалы  Всероссийского  съезда  учителей  географии,  Оренбург,  2014 г.
  4. http://intellect26.ru/obrazovatelnyy-protsess/rabota-s-odaryonnymi-detmi/podgotovka-shkolnikov-k-predmetnym-olimpiadam.html
  5. http://festival.1september.ru/articles/410788/   
  6. http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/30-2012-god/2112012/realizatsiya-fgt-i-fgos/303-sistema-raboty-s-vysokomotivirovannymi-i-odarennymi-detmi
Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 2618 | Загрузок: 130 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024