Система работы с высокомотивированными учащимися по географии
Цымбалюк Александра Анатольевна,
учитель географии
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 6»
г. Гая Оренбургской области
Мотивируя свою деятельность на реализацию целей и задач работы с одаренными детьми, я убедилась, что она не может быть эпизодической и должна складываться в непрерывный процесс поэтапного развития личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и самореализации личности.
Мой личный опыт работы с высокомотивированными и одарёнными детьми очерчивается кругом хорошо известных мероприятий: это подготовка к предметной олимпиаде и научно-практическим конференциям, вовлечение в конкурсную систему оценки знаний по географии, внеклассная работа по предмету.
Своеобразной формой развития, формирования оценки творческой одарённости учащихся являются олимпиады по географии.
Школьная олимпиада призвана выявить тех, кто проявляет интерес к изучению географии, с которыми будет проводиться работа и дальнейший отбор для участия в последующих этапах Всероссийской олимпиады. На муниципальном, региональном и заключительном этапах олимпиады предлагаются задания направленные на проверку степени информированности учащихся по географии, уровень их интеллектуального развития, самостоятельного комбинирования знаний и известных способов деятельности в изменённой и принципиально новой ситуации.
Заключительный этап олимпиады важен и значим для участников, так как даёт возможности для льготного поступления в ВУЗ. Так, например, Томин Сергей и Сомов Эдуард, являвшиеся неоднократными победителями Заключительного этапа Всероссийской Олимпиады школьников по географии в свое время получили возможность льготного зачисления на географический факультет МГУ, Екатерина Василенко в 2014 году также стала студенткой МГИМО на основе Диплома Призера Заключительного этапа Всероссийской Олимпиады школьников по географии.
Программа подготовки к олимпиаде строится с учётом индивидуальных особенностей школьника, а также включает проработку олимпиадных заданий предыдущих лет. Здесь кроме совместной деятельности ученика и учителя большое значение имеет самостоятельная работа ученика. Знания, приобретённые самостоятельно при надлежащей мотивации являются наиболее прочными. Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся – высшая форма самостоятельной деятельности, которая создаёт условия для успешного участия в олимпиадах.
На основе многочисленных проработанных источников, и личного опыта предлагаю универсальные рекомендации по системе работы с одаренными детьми при подготовке к предметной олимпиаде.
Критерии, по которым можно выявить потенциального олимпиадника:
- активность интеллектуальной деятельности;
- наличие конкретных знаний и умений в различных предметных областях и общеучебных умений и навыков;
- систематическое самообразование;
- креативность мышления и умение применять стереотипные алгоритмы в новых условиях;
- темпераментные особенности характера школьника;
- активность, организованность и саморегуляция в деятельности;
- высокая самостоятельность и мотивация в деятельности;
- амбициозность планов;
- неравнодушные и заинтересованные родители, семья.
Образовательные стратегии при работе с олимпиадниками:
- индивидуализация;
- ускорение;
- углубление;
- проблематизация;
- исследование;
- интенсификация.
Составляющие работы по подготовке к олимпиаде:
- базовая школьная подготовка по предмету;
- подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективные курсы, заседания Научного общества);
- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете);
- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе олимпиады под руководством наставника - учителя.
Подготовка школьников к олимпиадам. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого, вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года:
- индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим способам их решения;
- использование диагностического инструментария (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы);
- внимание развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность.
Алгоритм подготовки к олимпиаде.
План действий
|
Пути реализации
|
- Выявление наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников
|
- наблюдения в ходе уроков;
- организация исследовательской, внеурочной работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;
- оценка способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам;
- выход на родителей, их мотивация, создание «домашней» лаборатории
|
- Создание разновозрастной команды школьников – будущих олимпиадников
|
- для организации взаимообучения, передачи опыта участия в олимпиадах, психологической подготовки новых участников;
- работать по принципу «солёного огурца» (В.Ф.Шаталова) т.е. создание насыщенной информационной среды для обучения.
|
- Планирование работы
|
- построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника: свободное посещение и продолжительность занятий, выбор типа заданий, разделов для изучения, используемых пособий);
- наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы, хорошо в начале организовать разминку, викторину, экспресс-соревнование на знание какого – либо вопроса;
- основной формой работы на занятиях группы является индивидуальная и парная формы.
|
- Расширение кругозора
|
- чтение книг, журналов, пособий;
- работа в Интернете;
- отслеживание новостных и информационных программ в СМИ;
- участие в дистанционных олимпиадах.
|
- Решение олимпиадных задач
|
- Заинтересованный учитель обязан создать библиотеку олимпиадных задач, в которой задания систематизированы в папках по классам, по типам, по сложности и пр.;
- изучать банк задач, интерактивные тесты, учебные курсы, олимпиадные новости на сайтах: http://rosolimp.ru и http://olimpiad.rgo.ru;
- работать с картами в различных атласах.
|
Слагаемые успешной подготовки школьников к олимпиаде по географии.
- Географическая эрудиция (20-30% итогового результата).
- знание географической номенклатуры (физической и политической карты мира и России, регионов, стран);
- знание основных параметров географических объектов (абсолютные высоты, глубины, длины, соленость, температура и т.д.);
- знание составы флоры и фауны материков и стран мира;
- знание основных статистических данных о населении мира и России, валовом сборе с/х культур, объемов промышленного производства, объемах добычи ресурсов и т.д.
- знание названий и районов распространения этносов, народов, религий мира и России;
- знание местоположения памятников природы, истории и культуры (список Всемирного наследия ЮНЕСКО).
- Теоретическая подготовка (40% итогового результата).
- знание основных географических закономерностей: основы общего землеведения, геология и геоморфология, климатология и метеорология, география населения и хозяйства.
- умение объяснять географические явления;
- умение моделировать географические процессы;
- умение применять географические знания на практике.
- Полевые навыки (40% итогового результата).
- ориентирование на местности;
- умение вести маршрутные наблюдения;
- умение фиксировать результаты наблюдений;
- умение картировать территорию по маршруту (строить карты с использованием имеющихся картографических основ);
- умение анализировать отмеченные на маршруте изменения в характере местности;
- умение интерпретировать результаты маршрутных наблюдений и их анализа (составлять логические схемы, строить графики);
- умение прогнозировать пространственно- временную динамику объектов, явлений и пр. по результатам маршрутных наблюдений.
И еще… Олимпиада - это приятное приключение, но чтобы оно оказалось и плодотворным, следует помнить о том, что география - интегральный предмет, который требует времени не только для заучивания, но и для осмысления и понимания. Поэтому необходимо каждый день уделять время для подготовки к олимпиаде.
Ниже приведены несколько «проверенных» советов от опытных олимпиадников, которые помогут будущим участникам лучше подготовиться к серьезному испытанию.
- Совет 1. Выберите собственные средства: хороший атлас, сборник контурных карт, географический словарь и пр.
- Совет 2. Изучайте язык карт и географическую номенклатуру.
- Совет 3. Сопоставляйте информацию, сравнивайте факты, интерпретируйте.
- Совет 4. Станьте наблюдательными, осведомленными в современных событиях, будьте в курсе новостей, интересуйтесь всем, что видите вокруг, ведь география повсюду!
- Совет 5. Читайте, читайте, читайте.
Источники:
- Как подготовиться к олимпиаде по географии / Стивен Ф. Кунха, А. С. Наумов; пер. с англ. В. А. Алексеевой.- М.: АСТ: Астрель, 2008. – 223, (1) с.
- Оптимизация знаний и умений высокомотивированных и одарённых учащихся с помощью современных методов обучения географии / Романкевич А.П. – ГУО «СОШ № 21» г. Минска им. Н.Ф. Гастелло, 2009.
- Материалы Всероссийского съезда учителей географии, Оренбург, 2014 г.
- http://intellect26.ru/obrazovatelnyy-protsess/rabota-s-odaryonnymi-detmi/podgotovka-shkolnikov-k-predmetnym-olimpiadam.html
- http://festival.1september.ru/articles/410788/
- http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/30-2012-god/2112012/realizatsiya-fgt-i-fgos/303-sistema-raboty-s-vysokomotivirovannymi-i-odarennymi-detmi
|