Современные требования к условиям предоставления образования. Сучкова Т.Я. - Педчтения - Гай - Каталог файлов - Персональный сайт
Мир "Гармония"Пятница, 02.12.2016, 20:59

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Как часто вы используете компьютер на уроке в начальной школе в течение года?
Всего ответов: 197

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

Современные требования к условиям предоставления образования. Сучкова Т.Я.
[ Скачать с сервера (94.5Kb) ] 17.02.2011, 14:18

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеучебной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам.

Состав учебных предметов определялся на основе следующих принципов.

1. Принцип общекультурной направленности и гуманизации содержания образования.

2. Принцип оптимизации и минимизации содержания.

3. Принцип сбалансированности содержания образования

4. Принцип интеграции содержания образования.

5. Принцип соответствия объема содержания образования предельно допустимой аудиторной учебной нагрузке учащихся.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования представляют собой систему нормативов и регламентов (кадровых, материально-технических,  учебно-методических и информационных, финансовых), необходимых для обеспечения реализации основных образовательных программ и достижения планируемых результатов общего образования.

Требования дифференцированы по видам ресурсов, каждый из которых решает задачу обеспечения учебной деятельности младших школьников, образовательной (профессиональной) деятельности учителей начальной школы и управленческой деятельности администраторов начального общего образования.

Регламентируются такие виды ресурсов, как кадровые, материально-технические,  учебно-методические и информационные, финансовых).

Требования, прежде всего в части регламентов, адресованы федеральным органам законодательной и исполнительной власти. Ими руководствуются в ходе реализации федеральной государственной образовательной политики в области начального общего образования региональные органы законодательной и исполнительной власти, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения, учреждения системы непрерывного профессионального педагогического образования.

1. ТРЕБОВАНИЯ К КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Разработка и реализация Требований к данному виду ресурсов направлены на то, чтобы образовательные учреждения  располагали воспроизводимым (необходимым и достаточным) кадровым потенциалом, адекватным развивающей образовательной парадигме федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее «О порядке государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» – ФГОС).

Кадры  школы должны иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способны к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни. Такова основа кадровой политики в области начального общего образования.

Основными нормативными документами, содержащими критериальную базу, соответствующую Требованиям федерального государственного образовательного стандарта, и определяющими Требования к кадровым ресурсам учреждения общего образования, являются:

Требования к кадровым ресурсам дифференцированы по отношению к различным категориям кадров образовательных учреждений начального общего образования, среди которых учителя начальной школы, педагоги-психологи (школьные практические психологи). В связи с актуальностью квалифицированного управления процессом реализации основных образовательных программ, рекомендуется ввести должность администратора по начальному  общему образованию.

В качестве инструмента дифференциации  рекомендуется разработать Квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, в которых предусматривается раздел «Обладает компетентностями». Раздел должен содержать не только основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей, но и совокупности умений, реализуемых в профессиональной деятельности.

Квалификационные характеристики должны также содержать дополнительные Требования к компетентности педагогических и управленческих кадров, обусловленные:

– Требованиями к структуре основных образовательных программ;

– Требованиями к результатам освоения основных образовательных программ;

 –Требованиями к условиям реализации основных образовательных программ.

Компетентности учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к структуре основных образовательных программ:

 – осуществлять личностно-деятельностный  подход к организации обучения;

– выстраивать индивидуальные траектории развития ученика на основе планируемых результатов освоения образовательных программ (далее ПРООП);

 разрабатывать и эффективно применять образовательные технологии, позволяющие достигать ПРООП.

Компетентности учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к результатам освоения основных образовательных программ:

– иметь соответствующие концепции ФГОС, представления о планируемых результатах освоения основных образовательных программ, уметь осуществлять их декомпозицию в соответствии с технологией достижения промежуточных результатов;

 – иметь современные представления об ученике как о субъекте образовательной деятельности и уметь проектировать соответствующую модель его деятельности в зависимости от возрастных особенностей и специфики учебного предмета;

– иметь научно обоснованные знания и умения, позволяющие проектировать социальный портрет ученика (ценности, мотивационные, операционные, коммуникативные, когнитивные ресурсы) и осуществлять соответствующую диагностику сформированности социально востребованных качеств личности.

Компетентности учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к условиям реализации основных образовательных программ:

– эффективно использовать имеющиеся в школе условия и ресурсы, собственный методический потенциал для реализации задач нового содержания образования, а именно:

достижения планируемых результатов освоения образовательных программ;

  реализации программ воспитания и социализации учащихся;

эффективного использования здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС;

индивидуальной оценки образовательных достижений и затруднений каждого обучаемого, диагностики сформированности универсальных учебных действий;

собственного профессионально-личностного развития и саморазвития;

эффективно применять свои умения в процессе модернизации инфраструктуры учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

2. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ  РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Материально-техническое обеспечение  – одно из важнейших условий  реализации основной образовательной программы начального общего образования. Настоящие Требования к ним направлены на создание современной предметно-образовательной среды обучения начальной школы с учетом целей, устанавливаемых   ФГОС ОО.

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования включают учебное и учебно-наглядное оборудование, оснащение учебных кабинетов  и административных помещений. Соответственно  они и являются объектами регламентирования.

В качестве регламентов выступают Перечни учебного оборудования начальной школы (Письмо департамента государственной политики в сфере образования «О Перечне учебного и компьютерного  оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» от 01.04.2005 № 03-417; Требования к оснащению  учебных и административных помещений образовательного учреждения, реализующего образовательную программу начального общего образования).

Ключевое значение имеет учебное  и учебно-наглядное оборудование. Его состав призван обеспечить создание  учебной и предметно-деятельностной среды в условиях реализации ФГОС, содействующей обучению и развитию младших школьников.

В соответствии с Перечнем основными компонентами  учебного оборудования являются:

 – книгопечатная продукция;

   печатные пособия;

 – экранно-звуковые пособия, в том числе в цифровом виде, интерактивные доски;

   технические средства обучения (средства информационно-коммуникационных технологий);

– игры и игрушки;

  учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

  натуральные объекты.

Для отдельных предметов образовательной программы (базисного учебного плана) предусмотрены дополнительные компоненты, такие, как, например,  музыкальные инструменты («Музыка»),  комплект таблиц (плакаты) по  безопасности труда в процессе технологической подготовки младших школьников и т. п.

Конкретное наполнение тех или иных компонентов определяется в зависимости от содержания учебных предметов и отражено в ныне действующих регламентах («О Перечне учебного и компьютерного  оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» и «Перечни типовых комплектов учебного, учебно-наглядного оборудования, технических средств обучения и мебели»). 

3. ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебно-методические и информационные ресурсы – существенный и неотъемлемый компонент инфраструктуры школьного образования, инструментального сопровождения начального общего образования,  в целом обеспечивающий результативность  современного процесса обучения и воспитания, эффективность деятельности учителя и ученика   средствами информационно-коммуникационного сопровождения.

Целевая ориентированность учебно-методического и информационного ресурса заключается в том, чтобы  создать  информационно-методические условия обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в рамках соответствующих (формируемых)  регламентов, в совокупности определяющих качество информационной среды школы.

За основу учебно-методического и информационного обеспечения реализации основных образовательных программ приняты Планируемые результаты освоения основных образовательных программ. На рисунке 1 представлена графическая интерпретация мониторинга результатов образования учащихся (классов), осуществляемого на основе внешней экспертизы.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ФИНАНСОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  Финансовое обеспечение –  важнейший компонент Требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ. Его назначение состоит в том, чтобы обеспечить финансовыми  ресурсами реализацию требований к информационно-методическим, кадровым, учебно-материальным  и иным ресурсам на каждом уровне управления образованием.

Финансовое обеспечение условий реализации основной образовательной программы должно осуществляться  с учетом следующих требований:

механизм формирования расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования должен определяться модельной  методикой введения нормативного подушевого финансирования;

финансирование расходов на реализацию основных образовательных программ общего образования должно осуществляться субъектом Российской Федерации посредством выделения субвенций местным бюджетам  на основе принципа нормативного подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося;

базовым принципом финансирования образовательных учреждений должен быть принцип  «средства следуют за учеником»,  а  объем финансирования не должен зависеть от числа работников образовательного учреждения;

величина регионального расчетного подушевого норматива   минимально допустимого объема финансовых средств, необходимых для реализации образовательной программы в учреждениях данного региона в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования в расчете на одного обучающегося в год,  должна выступать в качестве гарантированной минимальной стоимости бюджетной образовательной услуги, предоставляемой гражданам данного региона и подлежащей обязательному применению при формировании регионального и местного бюджетов;

 органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов сверх установленного регионального расчетного подушевого норматива;

– образовательное учреждение определяет базовую и стимулирующую  части фонда оплаты труда, самостоятельно устанавливает штатное расписание, определяет в общем объеме средств долю, направляемую на:

материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса;

оснащение оборудованием помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;

 заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам.

Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 690 | Загрузок: 93 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2016