Базисный учебный план общеобразовательных учреждений
Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению
Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в
действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав
учебных предметов и направлений внеучебной деятельности, распределяет учебное
время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным
предметам.
Состав учебных предметов определялся на основе
следующих принципов.
1. Принцип общекультурной направленности и гуманизации
содержания образования.
2. Принцип оптимизации и минимизации содержания.
3. Принцип сбалансированности
содержания образования
4. Принцип интеграции содержания образования.
5. Принцип соответствия объема содержания
образования предельно допустимой аудиторной учебной нагрузке учащихся.
Требования к условиям реализации
основной образовательной программы начального и основного общего образования представляют собой систему нормативов и
регламентов (кадровых, материально-технических,
учебно-методических и информационных, финансовых), необходимых для
обеспечения реализации основных образовательных программ и достижения
планируемых результатов общего образования.
Требования дифференцированы по видам ресурсов, каждый
из которых решает задачу обеспечения учебной деятельности младших школьников, образовательной
(профессиональной) деятельности учителей начальной школы и управленческой
деятельности администраторов начального общего образования.
Регламентируются такие виды ресурсов, как кадровые, материально-технические, учебно-методические и информационные,
финансовых).
Требования, прежде всего в части регламентов,
адресованы федеральным органам законодательной и исполнительной власти. Ими
руководствуются в ходе реализации федеральной государственной образовательной политики
в области начального общего образования региональные органы законодательной и
исполнительной власти, муниципальные органы управления образованием,
образовательные учреждения, учреждения системы непрерывного профессионального
педагогического образования.
1. ТРЕБОВАНИЯ К КАДРОВОМУ
ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Разработка и реализация Требований к данному виду
ресурсов направлены на то, чтобы образовательные учреждения располагали воспроизводимым (необходимым и
достаточным) кадровым потенциалом, адекватным развивающей образовательной
парадигме федерального государственного образовательного стандарта общего
образования (далее «О порядке государственной аккредитации образовательных
учреждений и научных организаций» – ФГОС).
Кадры школы
должны иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способны к инновационной
профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической
культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей
жизни. Такова основа кадровой политики в области начального общего образования.
Основными нормативными документами, содержащими
критериальную базу, соответствующую Требованиям федерального государственного
образовательного стандарта, и определяющими Требования к кадровым ресурсам
учреждения общего образования, являются:
Требования к кадровым ресурсам дифференцированы по
отношению к различным категориям кадров образовательных учреждений начального
общего образования, среди которых учителя начальной школы, педагоги-психологи
(школьные практические психологи). В связи с актуальностью квалифицированного
управления процессом реализации основных образовательных программ,
рекомендуется ввести должность администратора по начальному общему образованию.
В качестве инструмента дифференциации рекомендуется разработать Квалификационные
характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования
Российской Федерации, в которых предусматривается раздел «Обладает
компетентностями». Раздел должен содержать не только основные требования,
предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний
законодательных актов, положений, инструкций, других нормативных документов,
методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении
должностных обязанностей, но и совокупности умений, реализуемых в профессиональной
деятельности.
Квалификационные
характеристики должны также содержать дополнительные Требования к
компетентности педагогических и управленческих кадров, обусловленные:
– Требованиями к структуре основных образовательных
программ;
– Требованиями к результатам освоения основных
образовательных программ;
–Требованиями к
условиям реализации основных образовательных программ.
Компетентности
учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к структуре основных
образовательных программ:
– осуществлять
личностно-деятельностный подход к
организации обучения;
– выстраивать индивидуальные траектории развития ученика
на основе планируемых результатов
освоения образовательных программ (далее –
ПРООП);
– разрабатывать и эффективно
применять образовательные технологии, позволяющие достигать ПРООП.
Компетентности
учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к результатам освоения
основных образовательных программ:
– иметь соответствующие концепции ФГОС, представления
о планируемых результатах освоения основных образовательных программ, уметь
осуществлять их декомпозицию в соответствии с технологией достижения
промежуточных результатов;
– иметь
современные представления об ученике как о субъекте образовательной
деятельности и уметь проектировать соответствующую модель его деятельности в
зависимости от возрастных особенностей и специфики учебного предмета;
– иметь научно обоснованные знания и умения,
позволяющие проектировать социальный портрет ученика (ценности, мотивационные,
операционные, коммуникативные, когнитивные ресурсы) и осуществлять соответствующую
диагностику сформированности социально востребованных качеств личности.
Компетентности
учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к условиям реализации
основных образовательных программ:
– эффективно использовать имеющиеся в школе условия и
ресурсы, собственный методический потенциал для реализации задач нового содержания
образования, а именно:
– достижения
планируемых результатов освоения образовательных программ;
– реализации
программ воспитания и социализации учащихся;
– эффективного
использования здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС;
– индивидуальной
оценки образовательных достижений и затруднений каждого обучаемого, диагностики
сформированности универсальных учебных действий;
– собственного
профессионально-личностного развития и саморазвития;
– эффективно
применять свои умения в процессе модернизации инфраструктуры
учебно-воспитательного процесса
образовательного учреждения.
2. ТРЕБОВАНИЯ К
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Материально-техническое
обеспечение – одно из важнейших
условий реализации основной
образовательной программы начального общего образования. Настоящие Требования к
ним направлены на создание современной предметно-образовательной среды обучения
начальной школы с учетом целей, устанавливаемых ФГОС ОО.
Материально-технические условия реализации основной образовательной
программы начального общего образования включают учебное и учебно-наглядное
оборудование, оснащение учебных кабинетов
и административных помещений. Соответственно они и являются объектами регламентирования.
В качестве регламентов выступают Перечни учебного
оборудования начальной школы (Письмо департамента государственной политики в
сфере образования «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения
общеобразовательных учреждений» от 01.04.2005 № 03-417; Требования к оснащению учебных и административных помещений
образовательного учреждения, реализующего образовательную программу начального
общего образования).
Ключевое значение имеет учебное и учебно-наглядное оборудование. Его состав
призван обеспечить создание учебной и предметно-деятельностной
среды в условиях реализации ФГОС, содействующей обучению и развитию младших
школьников.
В соответствии с Перечнем основными
компонентами учебного оборудования
являются:
– книгопечатная продукция;
–
печатные пособия;
– экранно-звуковые пособия, в том числе в
цифровом виде, интерактивные доски;
–
технические средства обучения (средства информационно-коммуникационных
технологий);
– игры и игрушки;
–
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
–
натуральные объекты.
Для отдельных предметов образовательной
программы (базисного учебного плана) предусмотрены дополнительные компоненты,
такие, как, например, музыкальные
инструменты («Музыка»), комплект таблиц
(плакаты) по безопасности труда в
процессе технологической подготовки младших школьников и т. п.
Конкретное наполнение тех или иных
компонентов определяется в зависимости от содержания учебных предметов и
отражено в ныне действующих регламентах («О Перечне учебного и
компьютерного оборудования для оснащения
общеобразовательных учреждений» и «Перечни типовых комплектов учебного,
учебно-наглядного оборудования, технических средств обучения и мебели»).
3. ТРЕБОВАНИЯ К
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебно-методические и информационные ресурсы –
существенный и неотъемлемый компонент инфраструктуры школьного образования,
инструментального сопровождения начального общего образования, в целом обеспечивающий результативность современного процесса обучения и воспитания,
эффективность деятельности учителя и ученика
средствами информационно-коммуникационного сопровождения.
Целевая ориентированность учебно-методического и
информационного ресурса заключается
в том, чтобы создать информационно-методические условия
обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего
образования в рамках соответствующих (формируемых) регламентов, в совокупности определяющих
качество информационной среды школы.
За основу учебно-методического и информационного
обеспечения реализации основных образовательных программ приняты Планируемые
результаты освоения основных образовательных программ. На рисунке 1 представлена графическая интерпретация мониторинга
результатов образования учащихся (классов), осуществляемого на основе внешней
экспертизы.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ФИНАНСОВОМУ
ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Финансовое
обеспечение – важнейший компонент
Требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ. Его
назначение состоит в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами реализацию требований к
информационно-методическим, кадровым, учебно-материальным и иным ресурсам на каждом уровне управления образованием.
Финансовое обеспечение условий реализации основной
образовательной программы должно осуществляться
с учетом следующих требований:
– механизм
формирования расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на
получение общедоступного и бесплатного общего образования в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом общего образования
должен определяться модельной методикой
введения нормативного подушевого финансирования;
– финансирование
расходов на реализацию основных образовательных программ общего образования
должно осуществляться субъектом Российской Федерации посредством выделения
субвенций местным бюджетам на основе
принципа нормативного подушевого финансирования в расчете на одного
обучающегося;
– базовым
принципом финансирования образовательных учреждений должен быть принцип «средства следуют за учеником», а
объем финансирования не должен зависеть от числа работников
образовательного учреждения;
– величина
регионального расчетного подушевого норматива – минимально допустимого объема
финансовых средств, необходимых для реализации образовательной программы в
учреждениях данного региона в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования в расчете на одного обучающегося
в год, должна выступать в качестве
гарантированной минимальной стоимости бюджетной образовательной услуги,
предоставляемой гражданам данного региона и подлежащей обязательному применению
при формировании регионального и местного бюджетов;
– органы
местного самоуправления могут устанавливать дополнительные нормативы
финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных
бюджетов сверх установленного регионального расчетного подушевого норматива;
– образовательное учреждение определяет базовую и стимулирующую
части фонда оплаты труда, самостоятельно
устанавливает штатное расписание, определяет в общем объеме средств
долю, направляемую на:
материально-техническое обеспечение и
оснащение образовательного процесса;
оснащение оборудованием помещений в
соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;
заработную
плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к
должностным окладам.
|