Мир "Гармония"Четверг, 23.11.2017, 16:03

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Нормативно-правовая база [2]
Семинары [9]
Педчтения [109]
Уроки [12]
Внеклассные мероприятия [3]
Проекты [2]
В помощь учителю [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 202

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Гай » Педчтения

Стратегии смыслового чтения на уроках гуманитарного цикла. Великороднова И.А.
[ Скачать с сервера (245.5Kb) ] 05.05.2015, 14:05

Стратегии смыслового чтения на уроках гуманитарного цикла.

Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 6» г. Гай
Оренбургской области

Стратегия– это некоторый способ приобретения,
сохранения и использования   информации,

служащий достижению определенных целей в том смысле,
что он должен привести к определенным результатам .
Дж. Брунер.

 

В ФГОС ООО, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий выделены действия смыслового чтения, связанные с:

  • осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • определением основной и второстепенной информации;
  • формулированием проблемы и главной идеи текста.

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы:

Работу с текстом можно разделить на три этапа:

- предтекстовый;

- текстовый; 

- послетекстовый.

Обучение приёмам работы с текстом и получение необходимых знаний, умений и навыков позволяет обучающимся овладеть умениями и навыками самостоятельной работы с текстом и подготовки речевых высказываний различного типа.

Предтекстовые приемы (стратегии) нацелены на постановку задач чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению. К наиболее распространенным , которые используются мной, относятся

Приёмы  «Мозговой штурм» и «Ассоциативный куст», цель которых– актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста, применяется для генерирования идей в свободной, раскованной атмосфере урока. Он позволяет за короткий промежуток времени, используя интеллектуальный потенциал каждого ученика, решить поставленную задачу. К данному приему прибегаю для коллективного поиска решения проблемы, генерирования большого количества идей, вовлечения в работу как можно большего числа школьников. Они помогают:

1.Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.

2.Научить детей смело высказывать свои идеи "на людях".
3.Научить детей фантазировать.
4.Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.
5. Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она и слабая.
6.Оценить общую активность детей.
Например, перед  анализом  миниатюры К. Бальмонта «Мгновения», девятиклассникам  было предложено записать свои ассоциации к слову «Мгновения» ,так мы создали «Ассоциативный куст». Ребята назвали: встреча, миг, прошлое, вкусное, тайна, жизнь, красота и т.д.

Затем можно прочитать текст   и посмотреть, адекватна ли информация, данная ими   тому, что мы узнали из текста, здесь начинается  работа в режиме « мозгового штурма». В ходе работы учителю следует записывать всё, что предлагается детьми. Каждая идея, каждый факт важны и должны быть зафиксированы. Записывать идеи надо  в краткой форме, без исправлений и комментариев или интерпретаций. Если возникает необходимость прояснить суть какой-либо идеи, можно дать возможность ее автору высказаться после завершения « мозгового штурма». Роль учителя состоит в том, чтобы «погрузить» учащихся в проблему, объединить их в процессе коллективной деятельности Этот приём    может быть индивидуальным, парным или групповым, всё зависит от урока.

К стратегиям текстовой деятельности относятся несколько приёмов, которые помогают управлять процессом осмысления текста во время чтения. Мною в работе с обучающимися используются следующие:

1.«Чтение в кружок (попеременное чтение)». Цель стратегии : научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более усложняющиеся вопросы, вести «диалог с автором».

2.«Чтение про себя с вопросами». Цель: научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более усложняющиеся вопросы.

«Чтение про себя (вслух) с остановками».  Как можно организовать работу?

При анализе миниатюры К.Бальмонта «Мгновения» учитель читает текст сам и задаёт вопросы:

-Почему прошлое всегда чуть чуждое, но дорогое?

 -Почему мгновения единственные и почему тайные?

- Делаем остановку  перед 8 предложением и вопрос:

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь дальше? (версии)

- Чтение 8-9 предложений и вопрос:

-Меняется ли человек со временем и как? Как меняется отношение к прошлому, к прожитым мгновениям?

- Чтение 9-13 предложений и вопрос:

-Что вечно будет жить в человеке?

Материалом для работы может  служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приёма – найти оптимальный момент в тексте для остановки. При этом на первом этапе идёт обсуждение заглавия текста и прогноз его содержания и проблематики.В недочитанной части рассказа неизвестная информация, которая способна серьёзно повлиять на оценку событий. Этот приём требует не только серьёзной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции в результате самостоятельного освоения нового.

  «Чтение про себя с вопросами». Эти вопросы ребята задавали себе.

 1.Какие же интересно мгновения были у писателя?

2.Почему жизнь состоит из мгновений?

3.Будут ли у меня такие мгновения в жизни, были, есть?

4.Почему поэт применяет такие сравнения?

Ребята с удовольствием работают, высказывают свои мнения, учатся мыслить, анализировать, размышлять и синтезировать сказанное.

Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка  читательской интерпретации авторским смыслом. Из стратегий послетекстовой деятельности ребята с удовольствием работают с приёмом:

«Синквейн»  позволяет эффективно развивать образное мышление и речь, является отличным инструментом при осмыслении и синтезе сложного программного материала. Занимательный, игровой элемент, присутствующий в момент работы над составлением стихотворения на заданную тему, пробуждает интерес школьников к изучаемому материалу, стимулирует их логику, развивает творческую сторону личности.  Ученик преобразует учебный материал из одной формы в другую. Интерпретирует, объясняет, кратко излагает. Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. И ещё: для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, учащийся  должен работать над своим словарным запасом. 

 Мгновения.

Яркие, разные.

Удивляют, вдохновляют, радуют.

«Остановись, мгновенье, ты прекрасно…»

Жизнь.

и  «Вопросы после текста» («Таксономия вопросов Б.Блюма»). Использование приема «Ромашка Блума» позволяет мне осуществить дифференцированный и личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе.

Вот такая Ромашка   получилась у одной из групп при анализе текста К.Бальмонта:

Итак, обучение стратегиям чтения развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном; оно включает процедуры обучения пониманию, когда читатель анализирует то, как он понимает содержание текста, и способы работы с ним. В 9 А классе Техника Чтения выросла: не справлялись -7 человек; сейчас-4 человека; ребята с удовольствием занимаются творчеством: составляют вопросы по Блуму, пишут Синквейны, сочинения- миниатюры:

«Что  было бы, если б Вулича не убил казак?»

Я считаю, что со смертью играть нельзя. Азартная игра в русскую рулетку привела к соответствующему концу, пусть и не от пули. Судьба Вулича была предопределена.      

С другой стороны, если бы казак в тот день не был пьян, возможно, Вулич бы избежал смерти. Но никогда не знаешь, где снова столкнёшься с ней. Я предполагаю, что он бы всё равно из-за своего азарта попал в какую-нибудь историю. Рано или поздно пуля бы выстрелила, а если нет, то его могли убить пьяные игроки или люди, которым он мог быть в будущем должен. Азарт — штука страшная, а смерть -  обидчива и мстительна.

Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературы. На уроке обучающиеся готовят рисунки на заданную тему, творят по предметному рисованию картин, стихи, рассказы, подбирают пословицы. Создают     групповые  проекты на заданные темы и Интеллект-карты.  Эта система позволяет фиксировать усвоение учебного материала на различных уровнях.

В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это может дать человеку Чтение.

                                                                           Литература

1.  Богданов В.В. Текст и текстовое общение. СПб, 1993.

2. Богданов В.В. Текст и текстовое общение. СПб, 1993.

3. Бугременко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. //Педагогический факультет, М. № 3, 1987.

4.Васильев В.В. Интерпретация текста в образовании.Москва, 2006.

5.Васильев С.А.. Уровни понимания текста. //Понимание как логико-гносиологическая проблема. Москва. 2003.

6.Владимирова О.Ю. Методические аспекты текстовой деятельности. //МИТС-НАУКА № 2. -М. 2007.

7.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребёнка. -М., 1999.

8.Грибова О.Е. Текстовая компетенция: лингвистический и психологический анализ: Монография. М.: АПКиППРО, 2009.

9. Обучение стратегиям чтения в 5—9 классах: как реализовать ФГОС.Пособие для учителя /Н.Н. Сметанникова. — М. : Баласс, 2012. — 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

10.ФГОС. Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

11. Цымбалюк А.А. Из опыта работы.

12. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400

13. http://www.school2100.ru/izdaniya/books/files/tehnologiya_produkt_chteniya.pdf.

Категория: Педчтения | Добавил: region56
Просмотров: 1319 | Загрузок: 54 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Облако тегов

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017