Использование ИКТ в условиях обучения младших школьников по УМК «Гармония»
Учитель начальных классов МОУ «СОШ №5»
Г. Кувандык Оренбургской области
Куканова У.К.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия (УМК «Гармония»), способные обеспечить следующие возможности:
üвовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;
üсовместные работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;
üширокое общение со сверстниками из других школ, регионов, стран;
свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.
Комплексная программа по развитию вниманиямладших школьниковнауроках литературного чтения.
Учитель начальных классов МОУ «Гимназия №1»
Г. Кувандык Оренбургской области
Куканова У.К.
Литература является однимизсамыхмощных средствприобщениядетейк
общечеловеческимценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует
ведущаярольуроковчтениявсистеменачальногообучения. Литературноеобразованиемладшихшкольниковзанимает особоеположение вкурсе литературногочтения. Онотличаетсякомплекснымподходомкреализацииважнейшихзадачобучениячтению. Курс « Литературноечтение »предусматриваеторганизациюработынетолькос текстамилитературных произведений, но и с книгами. Неупускаетсяизвиду проблемаформированияобщеучебных умений, развитие творческих способностей.
Еще однаособенность -пристальноевниманиексовершенству навыкачтения.
Это выражается преждевсего вналичииспециальных упражнений, предусматривающихформированиесознательности, правильности, беглости, выразительности. Упражнениясоставлены наматериалечитаемыхтекстов , что позволяет органично сочетать работу надтехнической сторонойчтенияилитературнымипроизведениями.
Современные представления о преемственности связаны с ответом на вопросы: как сохранить и использовать самоценность каждого возрастного этапа; как обеспечить эффективное поступательное литературное развитие школьника; преемственность каких компонентов методической системы особенно важна для литературного образования? Работа учителей нашей школы по учебно–методическомукомплекту »Гармония» заставила обратить наше внимание на «Литературное чтение» О.В. Кубасовой.И это не случайно. Мы увидели , что в основе учебного процесса по УМК «Гармония» лежит организация поисковой исследовательской деятельности самих детей ,которая связана с постановкой учебной задачи, выдвижением гипотез, обсуждением спорных проблем, обнаружением способов решения учебных и практических задач и овладением ими, - т.е. всё то,что поможет в дальнейшем воспитать современного читателя.
В настоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, котораяможет изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность.
Литературное, словесноетворчествоявляетсяхарактернымдлямладшегошкольноговозраста. Егозначениеважнодлясамогоребенка, а не длялитературы, ононужнодляразвертываниясилмаленькогоавтора. Детскоелитературноетворчествоможетстимулироватьсяи направлятьсяизвне. Наилучшимстимуломявляетсятакаяорганизацияжизниучеников, котораясоздаетпотребностии возможностидля детскоготворчества. Этомуспособствуетсвободнаяатмосферав школе и классе, довериеи уважениесостороныучителя, предоставлениеученикам самостоятельности, вниманиек интересамкаждогоученика, к егосклонностям, здоровью, разностороннемуразвитиюи способностям. Начальноезвеноиграетважную рольв становлениии развитииличностиребенка. В этом возрастескладываютсяи проявляютсядо70% еголичностныхкачеств.
О важности развития критического мышления в образовании говорилось и раньше, Например, ещё в начале двадцатого века князь Николай Жевахов писал о том, что ближайшей задачей образования должно являться «стремление пробудить в ученике его личное самосознание… заставить его критически отнестись к своим мыслям…».
Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры человека. Педагоги-практики особо выделяют ценность осмысленного обучения, о которой писал ещё Л.С.Выготский в работе «Педагогическая психология».
Использование новых информационно-коммуникационных технологий обучения является одним из перспективных направлений модернизации российского образования.
Информатизацияобразования представляется как система взаимосвязанных содержательных, организационных и методических мероприятий, связанных с проникновением во все звенья образовательной системы (обучение, воспитание, управление, дополнительное образование) информационных средств, информационных технологий и информационной культуры.
Информатизацияобразовательного учреждения приводит к созданию информационно-коммуникационной образовательной среды, центральным инструментом которой является компьютер, а центральным субъектом действия – человек. В проекте ИСО одним из направлений определено «Создание учебных материалов нового поколения»
Использование новых информационно-коммуникационных технологий обучения является одним из перспективных направлений модернизации российского образования.
Информатизацияобразования представляется как система взаимосвязанных содержательных, организационных и методических мероприятий, связанных с проникновением во все звенья образовательной системы (обучение, воспитание, управление, дополнительное образование) информационных средств, информационных технологий и информационной культуры.
Информатизацияобразовательного учреждения приводит к созданию информационно-коммуникационной образовательной среды, центральным инструментом которой является компьютер, а центральным субъектом действия – человек. В проекте ИСО одним из направлений определено «Создание учебных материалов нового поколения»
«Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно — Школа бизнеса Гарвардского университета».Впервые он был применен в 1924 году. «Культурологической основой появления и развития кейс метода явился принцип «прецедента» или «случая». «Кейс метод позволяет демонстрировать теорию с точки зрения реальных событий. Он «позволяет заинтересовать учащихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации.
CASE – единый информационный комплекс, который состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
*Научить ребёнка читать – задача не из разряда лёгких. На это тратятся месяцы тяжёлого упорного труда учителя, родителей, ребёнка. И редкий ребёнок обходится без психологических травм в этот период. А затем не один год тратятся силы на «привитие любви» к чтению, к книгам, к художественному слову.
*В 1994 году мне довелось побывать на курсах удивительного человека – Зайцева Николая Александровича, который предлагает свою систему обучения чтению. Эта система так и называется – кубики Зайцева.
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика.
Задача учителей начальных классов состоит в том, чтобы развивать у детей потребность в написании увиденного, услышанного, прочитанного, учить без боязни делиться своими переживаниями, развивать потребность описывать красоту окружающей природы, красоты человека, приобщать его к миру прекрасного.