Ещё в древности одним из важнейших достоинств
человека считали владение математическими знаниями. В Индии, например, только
тот юноша считался подготовленным к жизни, кто овладел искусством решения
задач, физических упражнений и стихосложения.
Школьное
образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального
обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как
индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От
подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то,
насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны.
Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся
сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех
будущих поколений.
Предмет
«Математика» направлен прежде всего на развитиепознавательныхуниверсальных учебных действий. Именно этому учит
«использование начальных математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и
пространственных отношений», «овладение основами логического и алгоритмического
мышления». Но наряду с этой всем очевидной ролью математики («ум в порядок
приводит») в рамках УМК«Начальная школа XXl
века» у этого предмета есть ещё одна важная роль – формирование коммуникативных
универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный предмет учит читать
и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки
логических рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для
коммуникации.
В
связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов
становится реализация развивающего потенциала общего среднего
образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение
развития универсальных учебных действий как собственно психологической
составляющей фундаментального ядра содержания образования. Важнейшей
задачей современной системы образования является формирование совокупности
«универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность
личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных
предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Стандарты
второго поколения - одна из важнейших образовательных тем сегодня. Чтобы работа
по внедрению ФГОС прошла более плодотворно, необходимо, на наш взгляд,
выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению уже
сложившейся в школе образовательной системы, чтобы привести её в соответствие с
требованиями нового стандарта. Этот механизм должен включать определённую
последовательность действий в рамках всей школы.
Иностранный
язык-один из важных и относительно новых предметов в системе подготовки
младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира.
Изучение иностранного языка будет способствовать
формированию коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию,
расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций.
Современная
система образования переживает период реформ, носящих принципиальный характер.
Если мы привыкли к тому, что главное в образовательной деятельности учеников -
приобрести некую сумму знаний, умений и навыков, то нам теперь придется от
этого отказаться. При том количестве информации, который обрушивается на наши
головы и головы наших детей, эта сумма всегда будет недостаточной. Время
требует, чтобы школа научила ребенка ориентироваться в информационном потоке,
четко находить и отбирать в нем необходимое количество информации и умело
использовать в своей деятельности. И задача школы – дать ученику в руки
(точнее, в голову) инструмент, который позволил бы не утонуть в океане
информации, а умело и комфортно плыть в нужном направлении. Таким инструментом
являются компетентности.
Федеральные
стандарты – как инструмент инновационного развития системы образования
предусматривает создание в образовательном учреждении условий для обучения
разных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья. До настоящего времени в образовательной системе преобладают идеи
дифференцированного обучения, т. е. раздельного обучения детей с особенностями
в развитии. Продолжают параллельно существовать системы общего и специального
образования. Федеральные образовательные стандарты, напротив, несут в себе идею
инклюзивного (включающего) образования. Одна из задач модернизации образования
заключается в том, чтобы обеспечить механизм взаимодействия общего и
специального образования и отрегулировать процесс совместного обучения
нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.