Память в раннем возрасте – одна из центральных,
основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные
функции. Вопрос о развитии детской памяти породил большие споры в психологии.
Одни психологи утверждают, что память не развивается, а оказывается
максимальной в самом начале детского развития.
Работая учителем начальных классов в сельской школе
более 20 лет, испытывала немало трудностей с подбором программ обучения.
Остановила свой выбор на УМК «Гармония»: детально изучила методику, встречалась
с авторами учебников, программ, участвовала в выездных семинарах в г.Оренбург,
Самара. На базе нашей сельской школы была организована экспериментальная
площадка по проблеме «Преемственность дошкольного, начального и среднего
образования в сельской школе». Была проведена большая работа по внедрению УМК
«Гармония» в школы нашего района. Эта предварительная подготовка к переходу к
стандартам второго поколения, существенно облегчит внедрение универсальных
учебных действий в образовательной программе начальной школы.
Деятельностный подход к обучению по учебнику М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»
Главное направление новых стандартов - усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через стандарты, родились не сегодня - они уже много лет живут в умах и делах педагогов, психологов, методистов, учителей и целых педагогических коллективов. Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».
Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т. д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности (т. е. тем, кто учится ) или её объектом ( тем, кого учат)? Конечно, объектом. Общество не удовлетворено постановкой обучения, т. к. вышедший из школы выпускник чаше всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности и т.д. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе… Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах - о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к «деятельностному».
Деятельностный подход в процессе формирования навыка чтения
«Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».
Этот тезис в психологии обучения давно является основополагающим. Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
- Наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить).
- Выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний.
Деятельностный подход в формировании положительной учебной мотивации младших школьников
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, тогда и исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг
Изменение идеологии образования в современных условиях выражается в создании личностно ориентированной школы самоопределения и саморазвития. Эта стратегическая позиция, определенная концепцией модернизации российского образования, заставляет учителя по-другому определять приоритеты образовательной деятельности: на первое место ставить личностное развитие детей.
Деятельностный подход в обучении предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности; за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. Какие умения и навыки я формирую у младших школьников?
Деятельностный подход в обучении математике при формировании культуры мышления старшеклассников.
Простейшие математические знания могут применяться умело и с пользой лишь в том случае, если они усвоены творчески, так, что учащийся видит сам, как можно было бы прийти к ним самостоятельно
А.Н. Колмогоров
Сегодня перед общеобразовательной школой стоит одна из важнейших задач - не просто «снабдить» обучающихся багажом знаний, а активно включать их в творческую, исследовательскую деятельность тем самым привить умения, позволяющие нашим учащимся самостоятельно добывать информацию. Исторически сложилось мнение, что школа обязана «давать» знания, а ученики должны их «получать», но результат такой системы отрицательный, то есть воспитывали ученика-потребителя, который считал, что ему всё должны «дать» в готовом виде.
В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения деятельностных технологий, которые способствуют формированию культуры мышления, развитию воображения и фантазии, улучшению памяти и внимания, гибкости мышления.
Формирование умений постановки учебной задачи в процессе обучения младших школьников
Цель: познакомить с приемами и ситуациями постановки учебных задач.
Послушай – и ты узнаешь,
Посмотри – и ты поймёшь,
Сделай – и ты научишься.
Китайская пословица
I. Вступительное слово
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.
Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь их в работу?
Любой урок начинается с ситуации. Поэтому моя цель рассказать о приемах и ситуациях постановки учебной задачи в развивающем обучениив развиващем ёмы постановки учебной задачи в развивающем обучении".
Организация работы по развитию речи учащихсяв начальных классах по УМК «Гармония».
Учитель начальных классов МОУ «Адамовская СОШ № 2»
Оренбургской области
Сидоренко И.В.
В течение19 лет работы в начальной школе передо мной всегда стояла проблема развития письменной речиучащихся. Важностьисследования проблемы развития связной речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не даёт возможности свободно участвовать в жизни общества.
Логика изменений, происходящих в современном российском обществе, выдвигает на первый план требование, готовить подрастающее поколение не только к успешному усвоению и воспроизводству унаследованных от прошлого ценностей и навыков, но, главное, к самостоятельной творческой активности, постановке и решению новых задач.
В связи с этим перед школой возникает важная задача, значимость которой заключается в правильной организации учебной деятельности.
7 мая 2008 года я была на встрече с одним из авторов нового учебника «Букварь» - Ольгой Евгеньевной Курлыгиной. Встреча проходила в Оренбургском государственном университете. Автор познакомил с учебником нового поколения. В этом учебном году я начала работать по Букварю «Мой первый учебник» (авторы: Соловейчик М.С.; Бетенькова Н.М.; Кузьменко Н.С.; Курлыгина О.Е.) и прописи «Хочу хорошо писать» (Кузьменко Н.С.; Бетенькова Н.М.), которые являются составной частью УМК «Гармония». Букварь сохраняет и развиваетмногие методические идеи, реализованные в «Азбуке». Ещё больше усилено внимание к звуковому анализу, направленному на формирование у детей фонетического слуха. Букварь обеспечивает развитие учащихся, формирование у них фонетического слуха, орфографической зоркости, читательских и речевых умений. Он предполагает продуктивную работу как с детьми, только начинающими учиться читать, так и с теми, кто уже находится на том, или ином этапе овладения техникой чтения.